Камчатка успешно развивает региональные программы соцподдержки молодых учителей
С момента начала реализации программы по соцподдержке молодых учителей в Камчатском крае новое жилье получили более 98 семей педагогов. Зампред профсоюза работников народного образования Михаил Авдеенко полагает, что возможность получения жилья является определяющим фактором при выборе молодым специалистом места работы, а директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина обращает внимание, что сохранить и преумножить квалифицированные кадры в регионе позволяет развитие социально-экономической отрасли в целом.
В Камчатском крае успешно работает региональная программа, в рамках которой педагогам за счет краевого бюджета повышают зарплату и субсидируют первоначальный ипотечный взнос. Его размер зависит от семьи учителя и составляет от 442 тыс. до 975 тыс. руб. На сегодняшний день этой мерой поддержки воспользовались уже 98 семей педагогов, в 2019г. еще 11 учителей смогут приобрести жилье с помощью этой программы.
Возможность тем или иным способом получить жилье является для молодых специалистов одной из главных составляющих при выборе места работы, считает зампредседателя Общероссийского профсоюза образования РФ Михаил Авдеенко. «Получение жилья – это наиболее определяющий фактор для людей, которые выбрали профессию педагога, особенно тех из них, кто находится в труднодоступных регионах, малонаселенных местах либо в сельской местности», – говорит Авдеенко, отмечая, что, пока нет единой федеральной программы, каждый регион решает эту проблему по-своему, исходя из собственных возможностей и финансов.
Отметим, что сначала выплаты осуществлялись за счет средств федерального и краевого бюджетов, а с 2015г. эти затраты полностью взял на себя бюджет региона. В 2019г. на эти цели предусмотрено около 7,3 млн руб. Кроме этого, власти края из бюджета выплачивают молодым учителям, которые едут работать в отдаленные поселки, в течение трех лет ежемесячное пособие от 30 до 90 тыс. руб.
«Многие педагоги идею субсидирования ипотеки и сниженную процентную ставку поддерживают, и то, что власти предоставляют им такую возможность, конечно, хорошо, – уверена директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. – Но также важно понять, на сколько лет из своей карьеры молодой педагог готов остаться в удаленном регионе. Многие из них сегодня подчеркивают, что через три года они так или иначе планируют уехать или переехать в крупный город. Фактор мобильности должен быть учтен, когда региональное правительство начинает строить долгосрочные планы на молодых специалистов. Ведь люди приезжают на более короткий срок, надеясь в ближайшее время продвинуться и территориально – в города и по карьерной лестнице».
Для того чтобы удержать кадры, правительство края должно обращать внимание на общее развитие социально-экономических отраслей конкретных территорий, считает Абанкина. «Вопрос должен быть очень тесно увязан с региональными особенностями тех административных районов, где это все реализуется. Перспективы развития самого населенного пункта – это основное, на что стоит обращать внимание региональным властям, сюда включаем и программы здравоохранения, культурное развитие. Во-вторых, это развитие возможностей сетевого взаимодействия, в том числе цифровизация, возможностей профессионального роста педагога, обмена опытом. Регион и его поселения должны быть привлекательны и для тех, кто там уже живет и работает, и для тех, кто только приезжает», – комментирует эксперт.
Меры поддержки, предпринимаемые властями Камчатки, уже дают результаты. Так, по данным краевого Минобразования, примерно треть педагогов, работающих сегодня в школах края, моложе 35 лет. Кроме этого, Камчатский край занял пятое место в рейтинге доступности приобретения жилья, также вошел в пятерку лидеров в рейтинге зарплат в сфере образования. Сегодня средняя зарплата камчатских педагогов составляет 60–70 тыс. руб.
На сегодняшний день в Камчатском крае насчитывается 104 школы. В июле 2019г. будет сдана новая школа в Елизово на 990 учеников, ожидается, что на работу туда придут более 150 сотрудников.
Отметим, что о важности решения кадровой проблемы говорил и президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию. Он анонсировал создание новой федеральной целевой программы в сфере образования и кадровой политики: «Важнейший вопрос – кадры. Уже говорили о расширении программы «Земский доктор». Предлагаю с 2020г. запустить аналогичную программу «Земский учитель», по которой единовременную выплату в размере миллиона рублей будут получать педагоги, которые захотят и переезжают работать в села и малые города».
Безусловно, программа будет востребована на Камчатке, обеспечив наряду с региональными мерами поддержки не только приток в школы молодых учителей, но и рост благосостояния педагогов в целом.