Аборигены ударили в бубен Кузьмицкого
В письме президенту, премьеру и главе Камчатского края Алексею Кузьмицкому 200 представителей коренных народов выразили несогласие с тем, что ряд районов может не получить статус национальных. Авторы обращения напоминают: на инаугурации губернатора ему был вручен подарок-бубен со словами «когда нам будет очень плохо, бубен зазвучит тревожно».
Жители Соболевского района Камчатского края направили коллективное обращение президенту Дмитрию Медведеву, премьеру Владимиру Путину и губернатору Алексею Кузьмицкому. В письме, в частности, говорится: «Когда Кузьмицкому на инаугурации от коренных малочисленных народов Севера Татьяна Романова вручала подарок-бубен, она сказала, что северные люди не умеют жаловаться, но когда нам будет очень плохо, бубен зазвучит тревожно. В какой дальний чулан убрал бубен наш губернатор, чтобы не слышать его, а ведь он уже звенит во всю мощь – нам плохо!!!»
Представители коренных малочисленных народов Севера подчеркивают, что возмущены позицией депутатов краевого парламента и просят руководителей федерального и регионального уровней «оказать помощь в вопросе изменения статуса территории традиционного проживания и природопользования». Редактор газеты «Соболевские вести» Арина Щербакова пояснила «Клубу Регионов», что не только инициативная группа, но и все родовые общины выступают за то, чтобы присвоить Соболевскому району статус национального района: «Этого статуса 20 лет они добивались и почти добились. А тут вот одним росчерком пера решили 20-летнюю работу зачеркнуть. Для сравнения: Быстринский район имеет этот статус, но почему-то получается, что на КАО (Корякский автономный округ. – Прим. «КР») все заканчивается. А все остальные, кто живет южнее КАО, – это что, не коряки и не ительмены? Но депутаты края во главе с Борисом Невзоровым решили не присваивать Соболевскому звание национального района, потому что здесь – 1% коренного населения. Но, во-первых, это неправильные данные, что 1%, т.к. почти 25% коренного населения здесь. А во-вторых, районные депутаты молчат, а краевые свою линию гнут, т.к. некоторые не смогут тогда здесь рыбу добывать, потому что если это будет нацрайон, тогда рыбацкие, охотничьи угодья сохраняются за национальными общинами».
По словам Арины Щербаковой, об участии коренных народов в акциях протеста речи нет – главное, что «народ начинает бурлить»: КМНС активно высказали свою позицию и рассчитывают на ответную реакцию адресатов обращения, в том числе губернатора Алексея Кузьмицкого.
Депутат краевого парламента, президент региональной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера (КМНС), Сибири и Дальнего Востока Татьяна Романова подчеркивает, что она была единственной из народных избранников, кто проголосовал против того, чтобы не присваивать национальный статус районам, где проживают представители КМНС. А губернатор, по мнению Татьяны Романовой, «раз промолчал, значит, уже согласен» с большинством депутатов, хотя ранее «правительство РФ поддержало идею, чтобы весь Камчатский край признать территорией проживания КМНС, и губернатор в общем-то подписал – для аборигенов это была поддержка».
Председатель заксобрания Камчатского края Борис Невзоров отметил в интервью «Клубу Регионов», что в данном случае губернатор Алексей Кузьмицкий в Министерство регионального развития РФ «послал промежуточное письмо, не на правительственном бланке, и высказал свое мнение, что надо весь край отдать. В целом же по нашему закону это полномочия законодательного собрания края».
Также Борис Невзоров пояснил, почему депутаты высказались «против»: «У нас было, например, 25 родовых общин, а теперь их сразу более 300 стало: они получают право, где хотят, ловить рыбу, зверя бить. Им по закону это разрешено, но – ведущим традиционный образ жизни. У нас таких на территории бывшей Камчатской области нет. Но главное: у нас в Корякском автономном округе из 24-х тыс. человек 8 тыс. – представители различных коренных народов, в Камчатской же области живет 8,5 тыс. – при населении 320 тыс. Причем в этой части края нет ни стойбищ, никаких других подтверждений того, что конкретные люди ведут традиционный образ жизни КМНС. Они – учителя, врачи, рабочие, то есть люди, имеющие обыкновенные специальности. Поэтому, естественно, заксобрание Камчатского края не согласилось с этим решением и обратилось в правительство с просьбой пересмотреть и установить справедливое решение. Мы не хотим 1% населения выделять в какую-то особую касту».
Напомним, что в марте на встрече Алексея Кузьмицкого с представителями политических партий лидер камчатских коммунистов Михаил Смагин задал губернатору вопрос о лишении сразу нескольких районов статуса мест проживания КМНС. По словам Смагина, глава региона Кузьмицкий избежал прямого ответа на поставленный вопрос.