Кировская область
15 октября 2009 | Архив

Комплексные программы развития моногородов Кировской области будут разработаны до конца 2009г.

На заседании Комитета устойчивого развития, которое провёл Губернатор Н.Ю. Белых, был рассмотрен вопрос о положении дел и мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в моногородах.

Заместитель Председателя Правительства области Э.А. Носков проинформировал: к моногородам относятся поселения, основная доля экономики которых связана с работой одного градообразующего предприятия. В нашем регионе насчитывается 16 поселений с монопрофильной структурой, отобранных по следующим критериям:

– на градообразующем предприятии работает не менее 25 проц. трудоспособных жителей населённого пункта;

– предприятие выпускает не менее 50 проц. продукции, производимой на территории поселения.

Как отметил Эдуард Алексеевич, эти поселения (и города, и посёлки городского типа) по степени влияния кризиса на их промышленную сферу можно разделить на три основные группы. Поселения первого типа столкнулись с серьёзными проблемами ещё до наступления экономического кризиса. Связано это, главным образом, с технической отсталостью и низкой конкурентоспособностью продукции градообразующих предприятий, таких как в гг. Вятских Полянах и Лузе, пп. Восточный и Песковка Омутнинского района. Сейчас производство на предприятиях практически остановлено, на рынке труда поселений наблюдается большая напряжённость. Из-за накопившихся годами системных проблем в моногородах первого типа отмечено самое глубокое падение экономики, отметил Э.А. Носков.

Второй тип моногородов возник на волне экономического кризиса, когда градообразующие предприятия химической промышленности, металлургии, машиностроения, ЛПК и производства строительных материалов, до этого момента работающие устойчиво, в полной мере ощутили снижение спроса на продукцию. Такими монотерриториями Эдуард Алексеевич назвал гг. Кирово-Чепецк, Омутнинск, Белая Холуница, Кирс, п. Мурыгино Юрьянского района, п. Безбожник Мурашинского района и п. Стрижи Оричевского района. Ситуация в таких населённых пунктах зависит от положения отрасли в целом. Например, благодаря сравнительно стабильно работающему градообразующему предприятию химической промышленности, в г. Кирово-Чепецке уровень безработицы не превышает среднеобластной (3,1 проц.).

К третьему типу относятся населённые пункты, градообразующие предприятия которых оказались незначительно подвержены влиянию кризиса (в основном предприятия, обслуживающие продовольственный рынок региона). Типичным представителем моногородов третьего типа Эдуард Алексеевич назвал г. Уржум, где уровень безработицы составляет 1,3 проц. Однако в связи со сжатием потребительского рынка и такие территории испытывают определённые трудности.

Кроме возросшей напряжённости на рынке труда, одним из главных факторов риска в моногородах является система жилищно-коммунального хозяйства. Зачастую именно градообразующие предприятия обеспечивают теплоэнергией основную часть населённых пунктов. Например, Омутнинский металлургический завод снабжает теплом весь г. Омутнинск, Вятскополянский завод «Молот» – 80 проц. жилого фонда г. Вятские Поляны. Кроме того, на ряде предприятий, в связи с изменением производственного процесса, котельные требуют перевода на новые виды топлива.

Важнейшей задачей государственной политики в отношении моногородов Э.А. Носков назвал стабильность предоставления услуг ЖКХ. В этой связи, как считает Эдуард Алексеевич, в кратчайшие сроки должны быть отработаны процедуры выделения теплогенераций градообразующих предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы либо передачи их под управление муниципального сектора экономики.

Э.А. Носков подчеркнул: с самого начала кризисного периода Правительство региона начало принимать меры поддержки моногородов. Так, было оказано большое в получении государственной субсидии Вятскополянскому заводу «Молот». Получают государственную поддержку инвестиционные проекты в области освоения лесов и других сферах деятельности. Действует Патронажный сертификат Губернатора – именно этот документ подтверждает, например, особый статус предприятия «Кирскабель». Эти и другие антикризисные меры на региональном уровне позволили смягчить кризисные явления на ряде действующих градообразующих предприятиях.

Тем не менее, на уровне муниципальных районов необходимо разработать программы развития моногородов, в основе которых должны лежать антикризисные программы самих предприятий в сочетании с мерами развития малого предпринимательства и инфраструктурными решениями. Такая работа ведётся практически на всех территориях, однако менеджмент градообразующих предприятий проявляет слабую заинтересованность и не спешит представлять чёткие планы вывода производств из кризиса.

Как отметил Эдуард Алексеевич, решение проблем моногородов – в диверсификации экономики населённых пунктов. Одним из вариантов развития монотерриторий, как считают в Правительстве региона, может стать создание привлекательных условий для туризма. Инфраструктура многих моногородов обладает ресурсами для привлечения инвестиций в туристскую отрасль. Удачным примером такого частно-государственного партнёрства можно считать комплекс «ГрейтФилд» в Белохолуницком районе.

Программы освоения лесов, проекты комплексного жилищного строительства, развитие пищевой промышленности и другие инвестиционные проекты – лишь несколько направлений деятельности на монотерриториях. В решении сегодняшнего заседания комитета устойчивого развития было отмечено, что комплексные программы развития моногородов должны быть разработаны до конца 2009 г.

Губернатор Н.Ю. Белых отметил, что проблемы дальнейшего существования и развития моногородов необходимо учесть при разработке нормативно-правовой базы для создания так называемых зон опережающего развития или технико-внедренческого парка – территорий, на которых будут созданы благоприятные условия для вложения инвестиций и реализации инновационных проектов.

Пресс-центр Правительства Кировской области

Версия для печати