Курганская область
27 апреля 2010 | Архив

Правозащитник: для Богомолова СМИ – не четвертая власть

Эксперты Фонда защиты гласности включили Курганскую область в список регионов с несвободной прессой. По словам местных правозащитников, курганский губернатор Олег Богомолов нетерпим к критике, поэтому в области не осталось оппозиционных изданий. В региональном отделении Союза журналистов, однако, не драматизируют ситуацию: «То, что происходит в Курганской области, – абсолютно в рамках того, что происходит по всей России».

Как сообщал «Клуб Регионов», Фонд защиты гласности представил результаты ежегодного исследования – «Карту гласности». Эксперты Фонда, по итогам 2009-2010гг. разделили все регионы России на три группы: с «несвободной» прессой, «относительно несвободной» и «относительно свободной». По данным Фонда, пресса несвободна в 22 регионах страны.

Наблюдатели сходятся во мнении: свобода слова в том или ином регионе зависит, прежде всего, от позиции руководства. «Если глава региона больше открыт, более демократичный режим в регионе, то, получается, и положение со СМИ лучше», – констатирует ведущий эксперт ЦПКР Оксана Гончаренко.

Стоит отметить, что в числе субъектов РФ с несвободной прессой оказались не только Башкирия, Калмыкия и Чечня, руководители которых давно известны своим специфическим отношением к гласности, но и, например, Курганская область.

Соучредитель региональной организации объединенного рабочего профсоюза «Защита» Владимир Мирский полагает, что «эта проблема не может рассматриваться в отдельности от главы региона Олега Богомолова. За время его губернаторства многие редакции сменили руководство, СМИ стали выхолощенными. Я не знаю ни одного человека, который бы мог высказать власти свою альтернативную точку зрения по злободневному вопросу, и чтобы это осталось безнаказанным». Показателем несвободы прессы в Курганской области, по мнению Мирского, является тот факт, что в региональных изданиях не освещаются протестные акции. «Недавно жильцы домов, которые остались без воды по вине «Водоканала», перекрыли дорогу, и единственная газета, которая смогла осветить это событие, – это «Меридиан Курган-Шадринск». Я вижу публикации об акциях протеста в федеральных изданиях, но не вижу в наших. Пресса в Кургане, за редким исключением, полностью ангажирована властью», – рассказал «Клубу Регионов» профсоюзный лидер.

Правозащитник Габдулла Исакаев также отмечает, что в регионе практически нет оппозиционных областной власти СМИ: «Мы, как правозащитники, распространяем в неделю три-четыре очень серьезных сообщения о выявленных проблемах наших граждан. Ни одно региональное издание ни разу ничего не опубликовало ни о публичных акциях, ни о выигранных судах, когда ветерана незаконно сняли с очереди. Богомолов в 2002г. открыто заявил: СМИ никакая не четвертая власть, СМИ предназначены для того, чтобы информировать о деятельности тех или иных лиц. После того как сменилась редакция в издании «Меридиан», очень редко стали выходить сообщения, не затрагивающие персонально местную власть. Других средств массовой информации, которые осмелились бы разместить какие-то факты, вообще нет».

Габдулла Исакаев напоминает, что в области были случаи, когда средства массовой информации закрывали за критику областных властей: «Например, была полностью закрыта варгашинская районная газета «Маяк»: уволили всех – от редактора до водителя. Это было единственное издание, которое напрямую не подчинялось властям областного уровня».

Впрочем, председатель Союза журналистов Курганской области Елена Овчинникова не согласна с выводами экспертов Фонда защиты гласности: «Я не согласна с категорической позицией, что курганская пресса несвободна. У нас существуют интернет-СМИ, которые очень объективно освещают ситуацию. У нас существует несколько СМИ, например газета «Меридиан», которая пишет очень свободные вещи. Есть газета «Новый мир»: несмотря на то, что ее учредитель – администрация Курганской области и Курганская областная дума, это интересная газета, в которой публикуются и аналитические материалы в том числе. То, что происходит в Курганской области, – это абсолютно в рамках того, что происходит по всей России. Везде существует государственный заказ, везде в рамках этого госзаказа прессе разрешают печатать одно и не разрешают печатать другое». По мнению Елены Овчинниковой, влияние областных властей на местные СМИ преувеличено: «Союз журналистов, например, не поддерживают областные власти. С одной стороны, это плохо, потому что я ни копейки не получаю за свое дело, а с другой стороны – это хорошо, потому что мы ничем власти не обязаны. Я считаю, что это позиция каждого конкретного журналиста и редактора – сделать издание интересным и читаемым. А кто им может это запретить?»

Добавим, что «Карта гласности» составляется с 2006г. Эксперты Фонда говорят об общем ухудшении положения СМИ в России.

Версия для печати