«Левада-центр»:  коррупцию во власти считают неприемлемой 89% россиян
12 декабря 2016

Митин: никакого противостояния между губернатором и мэром нет

Фото: novreg.ru

В Новгородской области вновь обострилась тема противостояния между властями региона и Великого Новгорода. Поводом стало рассмотрение проекта бюджета областной столицы. Проект раскритиковали экс-мэр и спикер гордумы. Последний даже предложил мэру Юрию Бобрышеву уйти в отставку. При этом губернатор Сергей Митин занял позицию «над схваткой», заявив, что «никакого противостояния между правительством Новгородской области и администрацией Великого Новгорода нет», просто к городским властям «требования гораздо выше», поскольку речь идет об областном центре.

Экс-мэр Великого Новгорода Николай Гражданкин раскритиковал власти города за непродуманный бюджет на 2017г. В нём, в частности, нет статьи о выделении средств на содержание объектов образования. «Ни копейки не выделяется на содержание школ и детсадов. А что будем делать, если окно дети разобьют? Это – результат непринятия мер по своевременному формированию бюджета. Сегодня доходы не покрывают муниципальный долг. По сути, город – банкрот», – обрушился Гражданкин с критикой на муниципальные власти во время общественных слушаний, посвященных бюджету 2017г.

Ранее бюджет раскритиковал председатель гордумы Великого Новгорода Владимир Тимофеев. «Проект бюджета не обеспечивает ни социально-экономическое развитие Великого Новгорода, ни реализацию тех полномочий по решению вопросов местного значения, которые перед нами поставлены в соответствии с федеральным законодательством. <…> Снижаются все налоговые отчисления, поскольку нет той налогооблагаемой базы, которая позволила бы обеспечить устойчивое финансирование тех социальных программ и того бюджета Великого Новгорода, который должен быть».

Бюджет на рассмотрение депутатов внес мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев. Тимофеев в интервью призвал его «честно сказать себе и всем новгородцам: «Я не способен выполнить поставленные задачи. Я ухожу». Это, по мнению спикера, позволит реализовать новую модель местного самоуправления, которая «эффективно работает в других городах и доказывает результаты своей работы».

Можно предположить, что Тимофеев имеет в виду переход на двуглавую систему управления крупными муниципалитетами, когда за политические вопросы отвечает мэр, как правило, одновременно исполняющий обязанности спикера горсовета, а хозяйственно-экономическую деятельность ведет сити-менеджер, назначаемый комиссией, которая на 50% состоит из представителей губернатора.

Политолог, директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что переход на другую форму местного самоуправления не должен происходить из-за сиюминутных обстоятельств: «С точки зрения обеспечения эффективности власти конфликт губернатора с мэром не должен приводить к изменению структуры управления и распределения полномочий. Ответственный губернатор должен понимать, что его конфликт с тем или иным чиновником – это конъюнктурная история, а вопрос распределения полномочий, предметов ведения и вообще структуры власти – это вопрос долгосрочный. И решать его нельзя вот таким ситуативным реагированием. Всегда нужно понимать, что нельзя жертвовать системными вещами в угоду конъюнктурному конфликту, нужно помнить о фундаментальных факторах».

Ранее за многочисленные нарушения и неэффективность работы городской власти Бобрышева критиковал и губернатор Сергей Митин. Заявления главы региона, а также ряда видных местных политиков эксперты чаще всего списывали на личный конфликт между руководителями города и региона. Однако сам Митин накануне очередного общественного слушания бюджета заявил: «С Юрием Ивановичем Бобрышевым мы работаем вместе уже девять лет. Если у меня, как у главы региона, и возникают определенные требования к мэру Великого Новгорода, то они касаются исключительно исполнения возложенных на него полномочий. За выполнение своих обязанностей я строго спрашиваю со всех руководителей органов муниципальной власти. К Великому Новгороду требования гораздо выше, так как это областной центр. Еще раз хочу повторить, что у нас с Юрием Ивановичем рабочие взаимоотношения. Никакого противостояния между губернатором и мэром, между правительством Новгородской области и администрацией Великого Новгорода нет. Считаю, что разговоры об этом регулярно поднимаются некоторыми оппонентами для нагнетания обстановки», – написал губернатор в своем блоге.

Политконсультант, председатель правления фонда «Петербургская политика» Леонид Давыдов обратил внимание, что до выборов губернатора в Новгородской области осталось «всего ничего» – девять месяцев. А поэтому снова выходящую на первые роли тему конфликта мэра и губернатора он предложил рассматривать именно с этой точки зрения. «Если говорить о том, кто [губернатор или мэр] здесь прав или виноват, то надо заметить, что черно-белого мира вообще не бывает. А что касается существующей повестки, то повышение риторики просто говорит о том, что избирательная кампания началась. Вот и всё. И каждый ведет себя так, как считает возможным», – сказал эксперт.

Стоит также заметить, что, утверждая об отсутствии противостояния с Бобрышевым, Митин всё же заметил, что за последние годы региональная власть во многом освободила городской бюджет от затрат на содержание крупных социальных объектов, но городские власти всё равно не справляются с некоторыми возложенными на них обязательствами.

Политолог Константин Калачёв в беседе с «Клубом Регионов» высказал следующее мнение: «Когда Сергей Митин обозначал проблемы города, он делал это как человек, хорошо владеющий темой. Многие считают, что причиной конфликта областного и городского руководства, который можно было наблюдать в течение весьма длительного времени, были личные отношения. Но на самом деле Новгородская область устроена таким образом, что там есть всего одно серьезное предприятие «Акрон», и только Великий Новгород может быть драйвером развития всей области. Соответственно, если в городе возникают проблемы с инвестиционной привлекательностью, отношением к бизнесу, наполняемостью бюджета и его несбалансированностью, если городские власти действуют недостаточно активно в решении вопросов развития, то это сказывается на ситуации во всей области. Если посмотреть на то, как формируется бюджет города и области, на проблемы, которые стоят перед регионом, становится абсолютно ясно, что городу действительно нужны перемены», – рассуждает политолог. Калачёв подчеркнул: «В ситуации конфликта я всегда призываю искать компромиссы, но здесь тот случай, когда губернатор был совершенно прав».

О необходимости нахождения компромисса говорит и Дмитрий Орлов: «Мэр тоже обладает значительной поддержкой элитных групп и населения. Жесткими директивами в его адрес успех во взаимоотношениях области и города не обеспечишь. Это должна быть комплексная и компромиссная стратегия. При этом губернатор не должен отступать. Понятно, что он реализует областные интересы, но глава региона должен использовать разные технологии, по возможности не прибегая к агрессии и грубому давлению».

Руководитель филиала Фонда развития гражданского общества в Санкт-Петербурге Станислав Еремеев замечает, что на сегодняшний день, «исходя из реально действующего российского законодательства, у нас есть институциональный конфликт, который заложен самой системой организации госвласти и местного самоуправления»: «Для многих регионов России конфликт губернатора и руководителя областного центра достаточно типичен. Классикой жанра является конфликт Екатеринбурга и Свердловской области, но примеры можно продолжать и продолжать. Всегда идет борьба за ресурсы, поэтому есть региональные и городские элиты, а учитывая, что, как правило, город, который является столицей региона, – это средоточие финансового, кадрового, интеллектуального и других ресурсов, всё это создает объективную почву для возможного конфликта. В этой ситуации вопрос управляемости или неуправляемости становится политическим». При этом, говоря о Новгородской области, Еремеев также обратил внимание, что регион вошел в фазу предстоящих выборов губернатора, а это значит, что политические силы и стоящие за ними экономические группы начинают выходить на публичное поле. 

Версия для печати