Политтехнолог Алёна Август:  электронные сервисы по приему обращений граждан эффективны, если губернатор способен на корреляцию
12 декабря 2016

Митин: никакого противостояния между губернатором и мэром нет

Фото: novreg.ru

В Новгородской области вновь обострилась тема противостояния между властями региона и Великого Новгорода. Поводом стало рассмотрение проекта бюджета областной столицы. Проект раскритиковали экс-мэр и спикер гордумы. Последний даже предложил мэру Юрию Бобрышеву уйти в отставку. При этом губернатор Сергей Митин занял позицию «над схваткой», заявив, что «никакого противостояния между правительством Новгородской области и администрацией Великого Новгорода нет», просто к городским властям «требования гораздо выше», поскольку речь идет об областном центре.

Экс-мэр Великого Новгорода Николай Гражданкин раскритиковал власти города за непродуманный бюджет на 2017г. В нём, в частности, нет статьи о выделении средств на содержание объектов образования. «Ни копейки не выделяется на содержание школ и детсадов. А что будем делать, если окно дети разобьют? Это – результат непринятия мер по своевременному формированию бюджета. Сегодня доходы не покрывают муниципальный долг. По сути, город – банкрот», – обрушился Гражданкин с критикой на муниципальные власти во время общественных слушаний, посвященных бюджету 2017г.

Ранее бюджет раскритиковал председатель гордумы Великого Новгорода Владимир Тимофеев. «Проект бюджета не обеспечивает ни социально-экономическое развитие Великого Новгорода, ни реализацию тех полномочий по решению вопросов местного значения, которые перед нами поставлены в соответствии с федеральным законодательством. <…> Снижаются все налоговые отчисления, поскольку нет той налогооблагаемой базы, которая позволила бы обеспечить устойчивое финансирование тех социальных программ и того бюджета Великого Новгорода, который должен быть».

Бюджет на рассмотрение депутатов внес мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев. Тимофеев в интервью призвал его «честно сказать себе и всем новгородцам: «Я не способен выполнить поставленные задачи. Я ухожу». Это, по мнению спикера, позволит реализовать новую модель местного самоуправления, которая «эффективно работает в других городах и доказывает результаты своей работы».

Можно предположить, что Тимофеев имеет в виду переход на двуглавую систему управления крупными муниципалитетами, когда за политические вопросы отвечает мэр, как правило, одновременно исполняющий обязанности спикера горсовета, а хозяйственно-экономическую деятельность ведет сити-менеджер, назначаемый комиссией, которая на 50% состоит из представителей губернатора.

Политолог, директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что переход на другую форму местного самоуправления не должен происходить из-за сиюминутных обстоятельств: «С точки зрения обеспечения эффективности власти конфликт губернатора с мэром не должен приводить к изменению структуры управления и распределения полномочий. Ответственный губернатор должен понимать, что его конфликт с тем или иным чиновником – это конъюнктурная история, а вопрос распределения полномочий, предметов ведения и вообще структуры власти – это вопрос долгосрочный. И решать его нельзя вот таким ситуативным реагированием. Всегда нужно понимать, что нельзя жертвовать системными вещами в угоду конъюнктурному конфликту, нужно помнить о фундаментальных факторах».

Ранее за многочисленные нарушения и неэффективность работы городской власти Бобрышева критиковал и губернатор Сергей Митин. Заявления главы региона, а также ряда видных местных политиков эксперты чаще всего списывали на личный конфликт между руководителями города и региона. Однако сам Митин накануне очередного общественного слушания бюджета заявил: «С Юрием Ивановичем Бобрышевым мы работаем вместе уже девять лет. Если у меня, как у главы региона, и возникают определенные требования к мэру Великого Новгорода, то они касаются исключительно исполнения возложенных на него полномочий. За выполнение своих обязанностей я строго спрашиваю со всех руководителей органов муниципальной власти. К Великому Новгороду требования гораздо выше, так как это областной центр. Еще раз хочу повторить, что у нас с Юрием Ивановичем рабочие взаимоотношения. Никакого противостояния между губернатором и мэром, между правительством Новгородской области и администрацией Великого Новгорода нет. Считаю, что разговоры об этом регулярно поднимаются некоторыми оппонентами для нагнетания обстановки», – написал губернатор в своем блоге.

Политконсультант, председатель правления фонда «Петербургская политика» Леонид Давыдов обратил внимание, что до выборов губернатора в Новгородской области осталось «всего ничего» – девять месяцев. А поэтому снова выходящую на первые роли тему конфликта мэра и губернатора он предложил рассматривать именно с этой точки зрения. «Если говорить о том, кто [губернатор или мэр] здесь прав или виноват, то надо заметить, что черно-белого мира вообще не бывает. А что касается существующей повестки, то повышение риторики просто говорит о том, что избирательная кампания началась. Вот и всё. И каждый ведет себя так, как считает возможным», – сказал эксперт.

Стоит также заметить, что, утверждая об отсутствии противостояния с Бобрышевым, Митин всё же заметил, что за последние годы региональная власть во многом освободила городской бюджет от затрат на содержание крупных социальных объектов, но городские власти всё равно не справляются с некоторыми возложенными на них обязательствами.

Политолог Константин Калачёв в беседе с «Клубом Регионов» высказал следующее мнение: «Когда Сергей Митин обозначал проблемы города, он делал это как человек, хорошо владеющий темой. Многие считают, что причиной конфликта областного и городского руководства, который можно было наблюдать в течение весьма длительного времени, были личные отношения. Но на самом деле Новгородская область устроена таким образом, что там есть всего одно серьезное предприятие «Акрон», и только Великий Новгород может быть драйвером развития всей области. Соответственно, если в городе возникают проблемы с инвестиционной привлекательностью, отношением к бизнесу, наполняемостью бюджета и его несбалансированностью, если городские власти действуют недостаточно активно в решении вопросов развития, то это сказывается на ситуации во всей области. Если посмотреть на то, как формируется бюджет города и области, на проблемы, которые стоят перед регионом, становится абсолютно ясно, что городу действительно нужны перемены», – рассуждает политолог. Калачёв подчеркнул: «В ситуации конфликта я всегда призываю искать компромиссы, но здесь тот случай, когда губернатор был совершенно прав».

О необходимости нахождения компромисса говорит и Дмитрий Орлов: «Мэр тоже обладает значительной поддержкой элитных групп и населения. Жесткими директивами в его адрес успех во взаимоотношениях области и города не обеспечишь. Это должна быть комплексная и компромиссная стратегия. При этом губернатор не должен отступать. Понятно, что он реализует областные интересы, но глава региона должен использовать разные технологии, по возможности не прибегая к агрессии и грубому давлению».

Руководитель филиала Фонда развития гражданского общества в Санкт-Петербурге Станислав Еремеев замечает, что на сегодняшний день, «исходя из реально действующего российского законодательства, у нас есть институциональный конфликт, который заложен самой системой организации госвласти и местного самоуправления»: «Для многих регионов России конфликт губернатора и руководителя областного центра достаточно типичен. Классикой жанра является конфликт Екатеринбурга и Свердловской области, но примеры можно продолжать и продолжать. Всегда идет борьба за ресурсы, поэтому есть региональные и городские элиты, а учитывая, что, как правило, город, который является столицей региона, – это средоточие финансового, кадрового, интеллектуального и других ресурсов, всё это создает объективную почву для возможного конфликта. В этой ситуации вопрос управляемости или неуправляемости становится политическим». При этом, говоря о Новгородской области, Еремеев также обратил внимание, что регион вошел в фазу предстоящих выборов губернатора, а это значит, что политические силы и стоящие за ними экономические группы начинают выходить на публичное поле. 

Версия для печати
Политологи: губернатор Осипов сформировал широкую коалицию в свою поддержку
Попыткой самопиара назвали эксперты жалобу оппозиционного активиста Александра Жданова на регистрацию губернатора Забайкальского края Александра Осипова на выборы главы региона. Юристы подтверждают законность выдвижения Осипова. Политологи считают, что жалоба Жданова, который сотрудничает с КПРФ, является попыткой отвлечь внимание от проблем со сбором подписей в свою поддержку кандидата в губернаторы от коммунистов Юрия Гайдука. В то же время эксперты отмечают, что поддержка Осипова в регионе растет. «Он публичный, хороший политик, делающий свою работу, умеющий общаться», – сказал политконсультант Пётр Ханас. Эксперты также считают, что список кандидатов в сенаторы главы Забайкалья усиливает его позиции и позволит получить дополнительную поддержку.
Политолог Серенко: перед губернатором Бабушкиным поставлена задача по разрушению астраханской элиты
После проверок работы властей Астраханской области по расселению аварийных домов возбуждены 43 уголовных дела. Задержаны и.о. министра ЖКХ региона Олег Гужвинский, бывшие главы этого ведомства, а также еще ряд чиновников и предпринимателей. Врио губернатора Игорь Бабушкин утверждает, что проверки были проведены после его обращения в Генпрокуратуру. Политолог Андрей Серенко считает, что задача по борьбе с коррупцией поставлена Бабушкину федеральным центром. А главная цель этой работы – перераспределение сфер влияния в регионе. «Антикоррупционная борьба позволяет разрушить сложившиеся за многие годы в этом регионе различные внутриэлитные группировки и группы интересов», – сказал Серенко.