Президент Путин:  Прямая связь с регионами – это чрезвычайно важная, просто очень важная вещь
31 января 2023

Пётр Ханас: Выборы нацелены на избрание политиков, а Новосибирску нужен хозяйственник

Законодательное собрание Новосибирской области начинает процедуру рассмотрения инициативы Общественной палаты региона о переходе к двухступенчатой модели избрания мэра Новосибирска. Политолог, завлабораторией политического консультирования и массовых коммуникаций PRofi МГУТУ Пётр Ханас в интервью «Клубу Регионов» сказал, что считает этот вопрос практически решенным. Ускорение процесса унификации системы выборов в Новосибирске эксперт связывает с назревшими внутренними проблемами и с внешнеполитическим давлением на нашу страну.

«Расстановка сил в законодательном собрании Новосибирской области позволяет им принять это решение, естественно, с учетом предварительной работы с депутатами. Более того, это же общефедеральная тенденция, на сегодняшний день всего несколько городов остались с прямыми выборами [вместе с Новосибирском также Абакан, Анадырь, Улан-Удэ, Хабаровск, Якутск]. Я являюсь сторонником прямых выборов, но понимаю, что Новосибирску нужен очень хороший хозяйственник, специалист, бесконфликтный для региональных органов власти. И в Новосибирске уже, конечно, назрела необходимость реформирования.

Основное требование к власти – к местной прежде всего – это эффективное ведение городского хозяйства и максимальное дистанцирование от политических конфликтов. Население это тоже хорошо понимает: ему не нужны политиканы, а нужен человек, создающий благоприятные условия жизни в городе. На самом деле своей низкой явкой на выборы население уже давно показало, что тратить деньги на выборы и организацию избирательного процесса не нужно. Да и в ходе выборов, как правило, побеждает не лучший из лучших, а наиболее активный в информационном плане. И в Новосибирске назрела ситуация принятия нового закона. Нужен хороший специалист; человек, который работал бы по контракту с четко поставленными целями и задачами, и если он не подойдет, то конкурс можно провести повторно.

Отмечу, что любая модель – и проведение конкурса, и прямые выборы – имеет свои недостатки. Просто конкурсная модель обойдется жителям города дешевле, не надо будет тратить их налоги. Эта модель не даст ярких мэров, так как яркого политика можно получить только в условиях жесткой конкуренции, но городу политик и не нужен, вот в чем дело. Теперь все упирается только в одно: насколько объективной будет конкурсная процедура. Если максимально объективной, без технологических приемов проведения определенного кандидата, то город от этого выиграет.

Если говорить в целом о перспективах унификации системы выборов в России, то тема так или иначе будет закрыта в ближайшие год–два. В период СВО не нужно никакого расшатывания политической ситуации и создания точек напряженности, особенно там, где есть арсеналы и воинские части. И вот эта инициатива в Новосибирске – объективная тенденция в развитии особенностей местного самоуправления в России. Поэтому я бы не связывал ее с выборами губернатора и выборами президента в 2023–2024гг. Этот необратимый процесс был запущен давно и завершится в течение года или двух, в обозримом будущем. То, что происходит, – это закономерный процесс подстраивания государственной системы под социально-экономическую ситуацию.

Подчеркну еще раз: выборы нацелены на избрание политиков, а городу нужен хозяйственник. Он сможет конструктивно работать с региональными органами власти. А вот на региональном уровне более сложная задача: глава субъекта должен быть и политиком, и хозяйственником. Поэтому губернаторские выборы надо сохранить».

Версия для печати