Политические эксперты обсудили будущее Новосибирска после смены модели выборов мэра
Общественная палата Новосибирской области 30 января 2023г. обратилась в заксобрание с просьбой рассмотреть обращение об изменении модели выборов мэра Новосибирска. Рассмотрение инициативы на заседании комитета по госполитике, законодательству и МСУ предварительно назначено на 14 февраля. Ранее «Клуб Регионов» сообщал, что в областной ОП единогласно поддержали переход на модель выборов, когда кандидатов в главы города отбирает конкурсная комиссия, а затем из них выбирают мэра депутаты горсовета.
Скорее всего, областные парламентарии примут соответствующие поправки в региональные законы, так как прямые выборы создают точку напряжения, связанную с противостоянием по линии мэр – губернатор, а новая модель сводит к минимуму такой риск, комментирует новосибирский кейс гендиректор аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский. «В условиях становления демократии на это можно было закрывать глаза. Но в условиях вертикализации, которая сегодня точно необходима обществу и государству с точки зрения управления, вообще в нынешней ситуации это точно лишнее. Что касается Новосибирска, то он не встраивается в федеральный тренд, поскольку там есть прямые выборы и, как следствие, серьезное напряжение между мэром-коммунистом и губернатором-единороссом. Это ведет к расфокусировке в реализации политики на местном уровне и в целом не очень хорошо для жителей города, которые часто жалуются на проблемы в городском хозяйстве», – говорит эксперт. По его мнению, такой расклад недопустим для федерального центра, в том числе с точки зрения подготовки к президентским выборам 2024г., а именно потенциального превращения крупного города в очаг протестного голосования.
Собеседник «Клуба Регионов» также полагает, что обсуждение перехода на новую модель в областной Общественной палате вполне приемлемый вариант для учета интересов избирателей. «Общественники – это представители социально активных групп горожан. Понятно, что кто-то мог высказаться и негативно, тем более что у мэра [Анатолия Локтя] в Новосибирске есть группа поддержки. Но я не думаю, что эта группа сегодня в большинстве. Думаю, что в Новосибирской области, как и в любом другом регионе, большинство поддерживает действующего президента, его политику и его людей – а это губернатор [Андрей Травников] и его команда. В том числе с этим может быть связана в целом довольно вялая позиция коммунистов по этому вопросу», – поделился своим мнением Игнатовский.
Напомним, при обсуждении перехода на новую модель в Новосибирской ОП учитывали опыт административных центров других субъектов РФ, где в подавляющем большинстве теперь проводят выборы мэров по новой модели. Так, переход на новую модель на Дальнем Востоке и на Урале не обошелся без шероховатостей, но сейчас, по оценке местных экспертов, плюсы применения новой модели становятся очевидны.
Директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин обратил внимание, что Урал всегда воспринимался как край, где сильны политические противоречия, и те, кому они выгодны, «всячески пестовали их как самое лучшее проявление демократии». В Свердловской области долгие годы наблюдалось противостояние администрации Екатеринбурга и региональной власти, а выборы главы города всегда обостряли это противоборство. «Но жители города от этих политических баталий не так много выигрывали, потому что в процессе избирательной кампании были обещания, а дальше наступало отрезвление, связанное с тем, что все эти обещания обещаниями и оставались. Так что принятие решения о переходе к назначению главы города через голосование депутатов мне давно казалось более правильным и полезным для всех участников процесса. Все помнят скандальные выборы мэра Евгения Ройзмана, но эффект от них был сравним с пшиком, потому что, кроме приемов населения, которые преподносились как самая действенная мера, мы ничего не видели. Но фактически у Ройзмана не было рычагов управления, поскольку в это время был глава администрации, который выполнял основную работу», – говорит эксперт.
С декабря 2020г. Екатеринбургом руководит бывший вице-губернатор Алексей Орлов. «Это конкретный пример, как через назначение опытного управленца можно решить многие вопросы. Город развивается экономически, решаются многие бытовые вопросы, вопросы благоустройства, пресловутая уборка снега, о которой все всегда писали. Думаю, любой человек, приехавший в Екатеринбург, это сразу увидит. Негативные моменты, конечно, тоже можно найти, но я бы отметил, что само настроение горожан по отношению к власти поменялось: уже нет такого негатива, тех отрицательных явлений, которые наслаивались друг на друга и превращались в снежный ком», – продолжает Гагарин. Что же касается сохранения традиций Екатеринбурга как «политической вольницы», то Орлов, по его словам, придумал очень удачное решение, создав Совет неравнодушных горожан, который регулярно собирается, в его заседаниях участвуют мэр и его замы, и там обсуждают самые разные городские вопросы и принимают по ним решения, которые реально исполняются. «Кроме того, мы видим, что город опирается на мощь области и является реальной столицей региона. От этого выигрывают все: город может использовать финансовые, административные и экономические рычаги области для решения своих задач. Кроме того, постепенно реализуется концепция агломерации Большого Екатеринбурга. Ну и, говоря о других городах Свердловской области, я могу сказать, что этот путь [непрямого голосования] является наиболее приемлемым», – резюмировал политолог.
Директор центра Expert Group Павел Наливайко приводит пример Владивостока, где на позицию мэра всегда стремились «ресурсные, но автономные» местные элиты, с которыми губернатору было трудно договориться. «Сейчас установилась вертикаль, когда губернатор продвигает на эту позицию своего человека, поэтому этот конфликт уже уходит в прошлое», – констатировал эксперт. При этом в столице Приморья, где на косвенную модель перешли в 2018г., не удалось избежать ошибок, которые должны учитывать в других регионах. Так, первый выбранный по новой модели мэр Олег Гуменюк ушел в отставку за полгода до задержания, в мае 2021г., после критики его работы со стороны губернатора Олега Кожемяко и полпреда Юрия Трутнева, что подтверждает тезис о том, что снять назначенного градоначальника гораздо легче, чем избранного. «У нас есть негативный пример с Гуменюком, а есть позитивный – с нынешним мэром Константином Шестаковым [он работает с мая 2021г.], который не лезет в политику, не участвует в сомнительных схемах, а спокойно занимается хозяйственными вопросами. Эту матрицу можно спокойно наложить на любой город, где ситуацию контролируют губернатор и силовые структуры, и именно от этих арбитров зависит, в какую сторону повернет мэр», – подчеркнул политолог.
Исключениями из федерального тренда вместе с Новосибирском пока являются Абакан (Хакасия), Анадырь (Чукотка), Улан-Удэ (Бурятия), Хабаровск и Якутск. Ярослав Игнатовский полагает, что в этих городах в ближайшее время модель избрания тоже поменяется. «Для кого-то, конечно, могут сделать исключение, но на сегодняшний день прямые выборы мэра – это роскошь, которая может быть связана с потенциальным расшатыванием ситуации, потому что слишком много соблазнов появляется у разных политических игроков, чтобы получить трибуну и громко с нее что-то заявить», – отметил эксперт.