Власти Новосибирской области повышают финансовую самостоятельность муниципалитетов
Правительство Новосибирской области одобрило законопроект, предполагающий передачу части доходов от упрощенной системы налогообложения, которые сейчас поступают в региональный бюджет, муниципалитетам региона. С таким предложением выступил губернатор Андрей Травников. Документ уже внесен в заксобрание Новосибирской области.
По поручению губернатора Новосибирской области Андрея Травникова разработан региональный закон, которым предлагается передать муниципалитетам часть доходов от упрощенной системы налогообложения, которые в настоящее время поступают в региональный бюджет. Данное предложение главы региона «Клуб Регионов» обсудил с экспертами.
В онлайн-клубе экспертов участвуют:
Андрей Максимов, председатель комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению
Владимир Климанов, доктор экономических наук, завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС
Елена Голубева, заместитель главного редактора журнала «Муниципальная Россия»
Владимир Леонтьев, политолог, директор консалтинговой компании «Инфо-сфера Консалт»
Александр Дерюгин, руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС
Андрей Панфёров, член президиума регионального совета Новосибирского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления»
Законопроект, подготовленный по инициативе губернатора Андрея Травникова, был одобрен правительством Новосибирской области. Министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко также предложил заключить соглашение с городскими округами и городом Новосибирском, которое бы зафиксировало самостоятельное исполнение тех расходных обязательств, которые могут быть финансово обеспечены этими дополнительными доходными источниками. В частности, речь идет об обязательствах по обеспечению надлежащего роста заработной платы в бюджетной сфере тех категорий работников, которые регулируются отдельными указами президента Российской Федерации.
Елена Голубева, заместитель главного редактора журнала «Муниципальная Россия»:
«О том, чтобы передать на места доходы от упрощенной системы налогообложения, говорится уже давно. Общероссийский конгресс муниципальных образований регулярно поднимает этот вопрос. Регионы имеют право это делать, но не все этим пользуются. То, что в Новосибирской области принимают такое решение, можно только приветствовать, потому что это возможность простимулировать экономическую активность муниципальных образований. Сейчас налоги выстроены таким образом, что если муниципалитеты не получают никаких доходов от экономической деятельности, то у них нет заинтересованности в том, чтобы поддерживать местного товаропроизводителя. А при передаче части доходов от упрощенной системы налогообложения муниципалитеты заинтересованы, чтобы поддерживать малый и средний бизнес, а до этого они это делали, поскольку обязаны. В девяностых годах, когда была другая система налогообложения, очень много экономических доходов оставалось на местах. И муниципалитеты могли самостоятельно ремонтировать дороги, строить школы и прочее. Поэтому передача муниципалитетам части доходов – хорошая инициатива. Чтобы научиться плавать, нужно плавать в бассейне с водой. Невозможно что-то теоретически выучить. Управление территорий – это практическая деятельность. И любой глава, понимая, что может от этой деятельности получить дополнительные доходы в местный бюджет, конечно, будет стремиться, чтобы повысить профессионализм как свой, так и своих курирующих заместителей».
Александр Дерюгин, руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС:
«На мой взгляд, муниципалитеты готовы к большей финансовой самостоятельности. Предложение передать муниципалитетам Новосибирской области часть доходов от упрощенной системы налогообложения даст территориям большую самостоятельность в области доходов. То, что регион передает на местный уровень налоговые доходы, – это хорошо. Но хорошо не столько потому, что у местных появятся какие-то дополнительные доходы на те же расходы, которые раньше были, а потому, что это налог на малый бизнес. И у местных властей будет больше стимулов развивать доходную базу, потому что сейчас у них есть местные налоги: налог на имущество физических лиц и земельный налог. И с них много не получишь. Часть налога на доходы физических лиц (НДФЛ) передает регион. Но это тот бизнес, который уже есть. И поэтому муниципалитет не имеет стимулов привлекать к себе на территорию современный бизнес. Потому что современная производственная линия – это не очень большое количество людей. Соответственно, это маленький НДФЛ, но много имущества и прибыли. А эти доходы уже идут в региональный бюджет. И то, что касается доходов от малого бизнеса, то у местных властей появляется заинтересованность его развивать, потому что ведь они выдают разрешения на торговые палатки, рынки. И то, что эта сфера отдается на местный уровень, – это правильно. Но нужно понимать: если регионы что-то передают на местный уровень, значит, они что-то будут с них дополнительно спрашивать».
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников ранее неоднократно говорил о необходимости повышения финансовой самостоятельности муниципалитетов. Именно на это, по словам Травникова, направлен законопроект о передаче части доходов от упрощенной системы налогообложения. Он добавил, что новые возможности позволят также увеличить доходную базу муниципалитетов.
Владимир Климанов, доктор экономических наук, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС:
«Данный случай передачи части доходов от упрощенной системы налогообложения с регионального уровня на муниципальный не единичный. Региональным органам власти дано право передавать часть налогов, которые поступают в их бюджеты, чтобы они напрямую поступали в местные бюджеты. И что касается налогового режима упрощенной системы налогообложения, то в прошлом году уже около 40 регионов применяли этот инструмент. Есть единичные случаи передачи на местный уровень части от налога на имущество организаций, или акцизов, или налога на добычу полезных ископаемых. А упрощенка – это такой массовый кейс, применяемый регионами. Мотивы и стимулы здесь понятны. Потому что доходы от малого бизнеса, которые как раз связаны с упрощенкой, – это в том числе и администрирование со стороны местных властей. Если местные власти будут развивать условия для малого бизнеса, то поступления в рамках данного налогового режима будут выше. Речь идет о том, чтобы местные органы власти были заинтересованы и стимулировали развитие малого бизнеса, в том числе понимая, что это увеличение доходов местных бюджетов. Поэтому передача части доходов от упрощенной системы налогообложения муниципалитетам – оправданное действие. Это нужно делать. Хорошо бы, чтобы федеральный законодатель даже закрепил это на обязательной основе».
Губернатор дал поручение подготовить законопроект о передаче части доходов из регионального бюджета в муниципальный и рассмотреть его при окончательной подготовке бюджета Новосибирской области на 2019 год. «Я предлагаю это решение не откладывать, чтобы коллеги могли это учесть при окончательном чтении своих бюджетов и, как я уже сказал, закрыть те самые обязательные муниципальные расходы собственными доходами. Быть заинтересованными в дополнительном повышении своей доходной базы», – сказал губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Нормативы отчислений для муниципальных районов составят 30%, для городских округов и города Новосибирска – 10%.
Андрей Максимов, председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по территориальному развитию и местному самоуправлению:
«Это достаточно распространенная практика. Из тех налогов, которые являются региональными, часть регион передает муниципалитетам. И практически в каждом регионе такого рода переданные налоговые источники есть. В одном регионе это одни, в другом – другие. В этом смысле региональная специфика и практика разнообразны. Мне представляется, что муниципалитеты готовы к тому, чтобы принимать больший объем налоговых источников. Хотя бы потому что в большинстве случаев муниципалитеты являются дотационными. И как раз от того, какой объем отчислений от налогов передан муниципалитетам, зависит и то, какая часть их будет передаваться в качестве дотаций, субвенций, субсидий. В настоящее время мы видим, что объем налогов, которые собираются в территориях, гораздо больше, чем то, что они получают в итоге в свои бюджеты. То есть по большому счету они этим объемом средств и так распоряжаются. Поэтому весь вопрос в том, насколько муниципалитеты заинтересованы и влияют на этот объем. И если мы передаем им часть в качестве отчислений от регионального налога по упрощенке, значит, у муниципалитетов есть мотивация, есть потребность работать с малым бизнесом, выводить его из тени, мотивировать его к выплате налогов, наращивать налоговую базу, то есть способствовать тому, чтобы малый бизнес появлялся, развивался, приходил в муниципалитет. Если это администрируется муниципалитетом, то вероятность того, что этот источник будет расти, гораздо выше. Потому что только на месте можно с малым бизнесом работать. Во многих странах существует ремесленный налог. Это аналог совокупности наших специальных налогов для малого и среднего бизнеса. И во многих странах он является местным. Поэтому налоги по специальным режимам налогообложения: вмененку, упрощенку, патентную систему, сельхозналог – стоит делать местными, чтобы сам муниципалитет определял их размер, понимал, как нужно ими управлять, чтобы наращивать свою доходную базу и развивать малый бизнес».
Законопроект о передаче части доходов от упрощенной системы налогообложения муниципалитетам уже внесен в заксобрание Новосибирской области. Спикер, председатель законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив ранее заявил, что предложенные изменения будут поддержаны депутатами.
Андрей Панфёров, член президиума регионального совета Новосибирского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления»:
«С приходом нового губернатора должны измениться стратегические подходы к городам. И если мы говорим о том, что развитие Новосибирской области предполагает также развитие городов и районов и пополнение казны каждого муниципалитета, то решение о передаче части доходов от упрощенной системы налогообложения – это существенный шаг к сближению исполнительной и муниципальной власти. Мы можем только приветствовать решение о том, что появится больше денег для развития муниципалитетов. Конечно, есть вопросы в осуществлении этого решения, того, как эти деньги будут расходоваться. Но эти деньги должны стать определенной опорой, чтобы города работали над своим состоянием, улучшением обстановки, строительством и так далее».
Владимир Леонтьев, политолог, директор консалтинговой компании «Инфо-сфера Консалт»:
«Перед губернаторскими выборами были заявления о необходимости тесного взаимодействия как областной администрации, так и муниципалитетов. Более того, определенные действия уже проводятся. К примеру, Андрей Травников посещал совещания, которые проводит мэр Новосибирска. Кроме того, губернатор, как во время предвыборной кампании, так и сейчас, регулярно посещает муниципалитеты. То есть все формы взаимодействия главы региона и мэров работают. Есть контакт между губернатором и мэрами. Ему удалось на определенном уровне выстроить отношения с муниципалитетами. Губернатор Травников сам работал мэром. И думаю, что этот опыт помогает ему в работе с муниципалитетами».