Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
10 марта 2015

Эксперты: Назарова подставляют под политический кризис

Омские единороссы предлагают губернатору отменить прямые выборы глав муниципалитетов

Фото: omsk300.ru

По инициативе части руководства регионального отделения ЕР в Омской области могут отменить прямые выборы глав муниципалитетов. Предполагается, что кандидатов в мэры будет представлять специально созданная комиссия, половину состава которой сформирует исполнительная власть. Эксперты считают, что эти нововведения могут привести к полномасштабному политическому кризису, т.к. губернатор Виктор Назаров потеряет связь с муниципальными депутатами, которых сейчас избирает тот же электорат, что и местных глав. Представители партий и руководители районов также высказываются против ущемления основных демократических свобод. Общественники считают, что властям региона стоило провести публичные слушания по столь значимому вопросу.

Депутаты заксобрания Омской области на ближайшей сессии рассмотрят проект закона «О внесении изменений в отдельные законы Омской области в сфере избирательного законодательства».

По данным «СуперОмска», эти поправки предполагают отмену выборов мэров муниципальных образований. Вместо этого глава будет выбираться депутатами из числа кандидатов, представленных специальной комиссией. Причем половина состава этой комиссии будет назначаться губернатором.

Завкафедрой государственного и муниципального права ОмГУ им. Достоевского, профессор Александр Костюков напомнил, что за регионами сохранена возможность самим определяться с формой организации местного самоуправления, но «то, что пытаются навязать эту модель с конкурсной комиссией, это политика, которая идет отдельно от закона».

По словам Костюкова, такая форма предусматривает не выборы, а назначение: «По Конституции три уровня власти – федеральный, региональный и местный – между собой равны и должны формироваться путем выборов. Выборы разные могут быть. Но это должны быть выборы, а не назначения. Та модель, которая сегодня навязывается, – это назначение. Потому что кандидата определяет конкурсная комиссия и за одного кандидата голосует городской совет. Здесь выборов нет, это назначение. Именно поэтому я категорически против. Потому что в результате выборов должно хоть должностное лицо, хоть орган получать полномочия власти. Конституция по-другому не предусматривает».

Председатель экспертного совета Союза российских городов Андрей Максимов считает, что право выбора регионами той или иной формы организации местного самоуправления можно связать с политической зрелостью губернаторов и их команд: «Выбор формы зависит от многих факторов. И не все эти факторы политические, и критерии здесь могут быть разные. И в каком смысле понимать политическую зрелость? Если политическая зрелость в смысле приверженности некоторым принципам демократии и эффективного управления, то, скорее, должна выбираться форма прямых выборов мэра. Та модель, которая апробирована и в России, и в мире, чаще всего в большинстве случаев именно она оказывается наиболее применимой, наиболее удобной для использования. Потому что мэр несет прямую ответственность перед жителями, жители знают, кто отвечает и кто решает вопросы. Мэр наделен политической властью, мэр одновременно наделен административной властью. С другой стороны, если мы имеем в виду под политической зрелостью другие вещи, например способность наиболее быстро реагировать на позицию федерального центра, то политически зрелыми окажутся те, кто сумел оперативно воспользоваться новыми моделями, которые в 2015г. были введены федеральным законом».

Первый секретарь Омского обкома КПРФ, депутат Госдумы РФ Александр Кравец в интервью «Клубу Регионов» отметил несамостоятельность инициаторов поправок: «Есть прямое указание из Кремля провести такую реформу по стране. Такая политика федерального центра направлена на создание вертикали власти, то есть на дальнейшую бюрократизацию системы управления, снижение уровня самостоятельности муниципальных образований, сокращение зоны участия граждан в выборе тех, кто будет ими управлять».

Кравец сомневается в эффективности предложенной модели: «Кремль просчитывает, что ситуация экономическая будет сложная. Задача у тех, кто сидит за зубцами, – удержаться у власти. Поэтому выстраивается такая вертикаль абсолютно зависимых лиц от глухой деревушки и до городов-миллионников. Полагаю, что с точки зрения эффективности это, конечно, ничего позитивного не даст. Практика там, где это уже вводилось, подтверждает это. И те болячки российского управления, которые связаны с коррупцией, никуда не денутся, а, скорее, еще более усилятся».

Депутат Госдумы от Омской области, либерал-демократ Ян Зелинский считает, что отмена прямых выборов только навредит региону: «Ничего хорошего в этой реформе я не вижу. Жители региона отрицательно относятся к отмене выборов глав городов и районов. Кому это выгодно? Это выгодно губернатору и партии власти, которая пытается удержать власть в своих руках. Реформа происходит, потому что в сентябре 2015г. «Единая Россия» потеряла очень много постов во главе муниципальных образований, в том числе и в Омской области. А в этом году они бы потеряли еще больше. И чтобы удержать власть, они подумали о так называемой административной реформе. Губернатору это выгодно. Здесь нет необходимости затрачивать административный ресурс, здесь не нужно искать людей, за которых проголосуют». Зелинский считает, что региональным властям стоило провести общественные слушания по такому значимому вопросу.

Депутат заксобрания Омской области от «Единой России» Сергей Калинин рассказал, что в ходе предварительных обсуждений омскими парламентариями «поддерживались все три варианта организации самоуправления, предложенные в федеральном законе. Причем сити-менеджерский вариант находит меньше всего поддержки». «Хотя федеральный закон и дает возможность депутатам на местах самим выбирать из трех вариантов, предложенных федеральным центром, «Единая Россия», которая имеет большинство практически во всех заксобраниях и горсоветах, склоняется к поддержке того варианта, который предусматривает выборы мэров из числа депутатов», – добавил Калинин. Однако «жесткий» вариант законопроекта о местном самоуправлении, по мнению Калинина, если и будет принят в Омской области, то в компромиссном варианте с поправками, так как и в областном парламенте, и в горсовете Омска много сторонников сохранения бОльших демократических свобод.

Руководитель фракции «Справедливая Россия» в заксобрании Омской области Алексей Провозин сказал, что текст законопроекта пока не видел, однако фракции эсеров в парламенте региона «по духу ближе прямые выборы, хотя для той ситуации, в которой сейчас находятся крупные города, вариант сити-менеджера тоже приемлем».

Стоит сказать, что в ряде субъектов РФ региональные власти идут на сохранение прямых выборов глав муниципалитетов. Так, мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил «Интерфаксу», что выступает против отмены выборов главы города и губернатор Владимир Городецкий поддерживает его в этом вопросе.
В Свердловской области депутаты гордумы Екатеринбурга, несмотря на требования региональных властей, выступают против реформы МСУ и настаивают на проведении общественных слушаний по данному вопросу.

О намерении вернуть прямые выборы мэров заявляют в пяти городах Красноярского края, в том числе в столице региона. В крае недавно был принят закон, по которому глав муниципалитетов будут выбирать из числа кандидатов, представленных специальной комиссией, что вызвало отрицательную реакцию в целом ряде муниципальных парламентов.

Версия для печати
Главное