Сергей Тен: Выделить в регионы на строительство дорог федеральные средства – это только полдела
В Минтрансе РФ подвели итоги первого этапа реализации проекта «Безопасные и качественные дороги». Оренбургская область была отмечена среди регионов, где проект реализуется наиболее успешно. Член комитета ГД по транспорту и строительству Сергей Тен считает, что две трети успеха проекта БКД основаны на эффективной работе муниципальных и региональных властей с подрядными организациями.
«Содержание и ремонт федеральной сети автомобильных дорог на сегодняшний день финансируется «полным рублем», чего не скажешь о региональной сети дорог. По оценкам ассоциации РАДОР, которая объединяет руководителей исполнительных органов власти субъектов РФ, которые занимаются дорожным хозяйством, на сегодняшний день в региональных дорожных фондах имеется ровно 14 процентов средств от необходимого объема для того, чтобы привести дороги в нормативное состояние. Это означает огромный объем недофинансирования. Ежегодно от общего объема региональной дорожной сети ремонтируется всего два процента дорог. Но это «средняя температура по больнице», поскольку в более экономически сильных регионах объем финансирования, выделяемый на региональные дороги, выше, соответственно в остальных регионах этот показатель гораздо ниже.
При этом прежде всего [дороги] агломераций ремонтируются из муниципальных дорожных фондов – это нижний уровень системы дорожных фондов. Но муниципальных дорожных фондов тоже не хватает, потому что огромные средства уходят на вывоз и уборку снега. Это пример того, на что уходят средства муниципальных дорожных фондов. На ремонт и капитальный ремонт денег уже не хватает, не говоря о строительстве новых дорог. Поэтому, безусловно, [регионам и муниципалитетам] нужна федеральная поддержка.
Проект «Безопасные и качественные дороги» реализуется в городских агломерациях. Да, у нас сегодня нет законодательного понятия «городская агломерация». Но в рамках проекта БКД агломерацией считается [скопление населенных пунктов] с населением от 500 тысяч жителей. Борьба за федеральные средства между регионами была нешуточная, но было принято решение выделить средства агломерациям с самой высокой плотностью проживания людей и самой высокой интенсивностью движения. И каждый город, который входит в агломерацию, получает поддержку по линии проекта БКД. В 2018 году на городские дороги в рамках этого проекта будет направлено около 31 миллиарда рублей.
Но выделить деньги по проекту «Безопасные и качественные дороги» – это даже не половина дела. Это в лучшем случае третья часть. Две третьих – это эффективная работа муниципальных и региональных властей и подрядных организаций. Пользователям автомобильных дорог, пешеходам, автолюбителям важно, не чтобы деньги были выделены, а чтобы они получили хорошие, качественные и безопасные дороги. Властям необходимо жестко контролировать качество работы подрядных организаций, требовать, чтобы они выполняли гарантийные обязательства, переделывали работу, если она сделана некачественно, чтобы в строительных работах участвовали именно те подрядные организации, которые имеют кадры, технику и опыт. Это очень большая системная кропотливая работа на местном и региональном уровнях.
При этом если изначально в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» средства выделялись исходя из плотности населения в агломерациях, то в дальнейшем размер выделенных средств будет зависеть от эффективности выполнения задач и достижения целей, которые стоят в проекте. Обратите внимание, в проекте на первом месте стоят «безопасные», а потом уже «качественные дороги». Акцент сделан на безопасность дорог, там выявляются очаги аварийности, и средства выделяются не только на асфальтобетонное покрытие, но и на предотвращение дорожно-транспортных происшествий: где-то необходимо сделать развязку, поставить разделительные ограждения или дополнительные светофоры и «лежачие полицейские». То есть действия властей должны быть направлены именно на сокращение ДТП. Это является одним из основных показателей их эффективной работы в рамках проекта «Безопасные и качественны дороги».
Но ведь дорога по большому счету – это не объект, это услуга. Наша с вами цель как пользователей автомобильных дорог – быстро и безопасно доехать из точки А в точку Б. А это зависит и от ровности, и от того, насколько власти, которые занимаются регулированием транспорта в городских условиях, способны применять современные технологии. Так что еще одним показателем является внедрение элементов интеллектуальных транспортных систем. Здесь речь идет о светофорном адаптивном регулировании, когда подача сигналов зависит от времени суток, дней недели и так далее, об использовании интеллектуальных систем для общественного транспорта, о работе систем фото- и видеофиксации и так далее. Так что это тоже очень важная задача и очень важный показатель. И от всего этого комплекса выполнения целей и задач будет в дальнейшем зависеть финансирование регионов в рамках реализации в 38 агломерациях проекта «Безопасные и качественные дороги».