Ростовская область
11 февраля 2020

Власти Ростовской области переходят на цифровые технологии управления регионом

Экспертно-аналитический центр «Юг» /Ростов-на-Дону/ Глава Ростовской области Василий Голубев намерен внедрить цифровой Центр управления регионом по примеру Подмосковья. По мнению экспертов «Юга», такая система актуальна и для власти, и для общества, эффективность ее внедрения во многом зависит от политической воли губернатора.

Ростовская область перенимает цифровой опыт Подмосковья. Губернатор Василий Голубев намерен реализовать на своей территории технологию Центра управления регионом, которая поможет власти более эффективно взаимодействовать с жителями и оперативнее решать актуальные проблемы. Эксперты центра «Юг» уверены, что если ростовский губернатор сможет проявить достаточную политическую волю и собрать хорошую команду под реализацию проекта, то результатом останутся довольны и жители области, и сами власти.

Губернатор Ростовской области Василий Голубев поручил обеспечить трансфер в регион самых современных цифровых технологий управления в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Речь идет о системе оперативного реагирования властей на обращения граждан – Центре управления регионом (ЦУР), который эффективно показал себя в Подмосковье. Там создана «тепловая карта» проблем, а через соцсети и специальное приложение ведется сбор и анализ данных во всех сферах жизнедеятельности региона с учетом актуальных потребностей жителей.

По словам руководителя департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве РФ Сергея Белоконева, еще 20 лет назад любая администрация региона и была центром его управления во главе с губернатором, сегодня ситуация меняется кардинальным образом: «Современный ЦУР – это некий штаб при администрации, который использует цифровые технологии в части организации быстрой интерактивной связи с населением. Теперь жители Ростовской области смогут отправить в администрацию сообщение по сети, а ресурс автоматически мобилизует ответственные организации на оперативное исправление недочетов, а также позволяет в режиме онлайн проконтролировать решение проблемы. Это и есть новизна процесса, наработки по которому ранее реализовывались только в отдельных ведомствах, например в МЧС».

По словам эксперта, необходимость и актуальность таких систем сегодня очевидна, однако эффективно реализованы они могут быть только в крупных и экономически развитых регионах. При этом ограничения связаны не только с ресурсами региона (которые может отчасти нивелировать нацпроект «Национальная экономика»), но и с наличием «политической воли» у губернатора, так как цифровизация выстраивает абсолютно новую политическую культуру на управленческом уровне. И здесь важна не только готовность запустить проект, но и готовность работать с негативом, который неминуемо будет поступать вместе с обратной связью.

«Главный вопрос здесь в том, готовы ли губернатор Ростовской области и его команда сами быть проводниками изменений, когда ежеминутно будут слышать негативные комментарии о тех проблемах, которые существуют в регионе. Готовы ли они эти проблемы не замалчивать, а поднимать и решать? Если эта готовность есть, то реализовать проект можно и нужно. Регион большой, сложный, и охватить его лишь административными форматами прошлых времен, даже с учетом представительной демократии, невозможно. Этого мало. В век цифровых технологий государство должно занять нишу прямой связи и в режиме реального времени реагировать на локальные проблемы. И Голубев должен понимать, что в контексте того же ЦУРа и систем наподобие «Добродела» должны внедряться также такие проекты, как, например, «Народный бюджет». Если такие вещи будут в комплексе добавляться, то перспектива есть», – комментирует Белоконев.

Между тем профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления РАНХиГС Татьяна Иларионова считает, что далеко не все граждане реально видят эффективность подобных систем. «Мы видим, что сегодня органы государственной власти увлечены подобными проектами. Это понятно даже по госзакупкам, которые они осуществляют: значительный бюджет идет на обучение госслужащих новым технологиям и на внедрение подобного рода систем. Другой вопрос, насколько это сегодня привлекательно и важно для граждан. На примере того же «Активного гражданина» мы видим, что, к сожалению, процент использования системы невысок. Поэтому, запуская подобные проекты, власть должна работать и в этом направлении», – комментирует эксперт.

В чем польза работы ЦУРа для конкретного гражданина, поясняет гендиректор Бюро «Стратегические коммуникации» Никита Бабкин: «Если раньше проблемы решались на очных встречах экспертов и чиновников, которые принимали решение на основе своего опыта, то сейчас идет попытка несколько переориентировать процесс: сначала узнать то, что хочет конкретный гражданин, и на основе этого проводить различные изменения или реализовывать проекты. Таким образом, решение не только ускоряется, но и становится более качественным: можно сделать не один продукт для всех, а сегментировать аудиторию и дать каждой группе именно то, чего она ждет от государства или бизнеса».

По мнению эксперта, сегодня государство в этом заинтересовано, именно поэтому федеральный центр готов с помощью нацпроекта софинансировать эту работу в регионах.

«В органы власти уже интегрированы системы, которые проводят количественный оперативный анализ. Но необходим и качественный анализ больших данных, построенный на так называемых цифровых следах пользователей. Он позволяет не только выявить локальные проблемы и фокусы недовольства, но и исследовать предпочтения и мотивацию целевой аудитории, обеспечивая тем самым дифференцированный подход. В Ростовской области хорошее покрытие интернетом и много активных пользователей, и оперативные данные по анализу цифровых следов пользователей помогут принимать еще больше эффективных решений для управления территорией, а главное делать это своевременно. Глава Ростовской области – опытный управленец, уверен, что цифровая повестка находится в зоне его интересов», – резюмирует эксперт.

Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»
Версия для печати
Главное