Эксперты: отмена выборов мэров – ошибка Куйвашева, от которой пострадают жители, ЕР и он сам
Обсуждение в заксобрании Свердловской области законопроекта об отмене выборов мэров в муниципалитетах, который лоббирует губернатор Евгений Куйвашев, выявило противоречия не только между фракциями, но и внутри «Единой России». Однако законопроект в первом чтении принят. Эксперты, опрошенные «Клубом Регионов», поделились своими мнениями о том, чем эта «далекая от демократии процедура» чревата для жителей, партии власти и самого губернатора.
Депутаты заксобрания Свердловской области в первом чтении поддержали отмену прямых выборов мэров в большинстве муниципалитетов. Согласно законопроекту, на принятии которого настаивает губернатор Евгений Куйвашев, право всенародного избрания градоначальников останется только у жителей Екатеринбурга и Нижнего Тагила, а также городов, имеющих статус закрытых территориальных образований.
Отмена прямых выборов мэров приведет к дальнейшей дестабилизации обстановки в Свердловской области и усилит противостояние муниципалитетов с областной властью, полагают местные депутаты и эксперты, опрошенные «Клубом Регионов». Они считают отмену выборов политической ошибкой губернатора, демонстрирующей его слабость как управленца. Кроме того, эти действия могут усугубить обстановку в преддверии сентябрьских выборов в Госдуму и заксобрание.
Законопроект неоднозначно воспринят и внутри региональной ячейки «Единой России». Так, единоросс, глава комитета по законодательству заксобрания Владимир Никитин во время обсуждения законопроекта заявил, что гордума Невьянска не будет менять устав и пойдет на самороспуск. То же самое произойдет в Алапаевске и других муниципалитетах. По словам депутата-единоросса Олега Исакова, «люди привыкли, что у них есть право выбирать», и они не собираются отказываться от него.
Депутат от КПРФ Александр Новокрещенов, также выступающий против отмены выборов, заметил: «Когда есть авторитетный губернатор, проблем не бывает, избирают сильных и авторитетных глав. Умный и талантливый руководитель сумеет выстроить кадровую политику». Его однопартиец Нафик Фамиев, комментируя инициативу региональных властей, заявил: «Мы проедем по всем муниципалитетам и объясним, что вот такой-то депутат не верит в вашу способность выбирать главу. Если хотите политической смерти губернатора, торопитесь, принимайте этот законопроект».
Гражданских прав лишних не бывает
Логику властей, которые пытаются добиться отмены выборов, попытался объяснить руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев: «Дело в том, что есть решение Конституционного суда, принятое по иску из Иркутской области, которое с оговорками признает возможность отмены выборов только для городских округов и муниципальных районов. Из разъяснения КС следует, что на уровне поселений правильнее глав избирать. Однако особенность Свердловской области заключается в том, что почти все бывшие районы там стали городскими округами. Соответственно, нет районов – нет поселений. И в этом смысле формально основная часть территории Свердловской области подпадает под отмену прямых выборов».
Вместе с тем политолог привел данные соцопросов, согласно которым «большинство считает, что лучше мэров выбирать, чем не выбирать». Таким образом, сложившаяся в Свердловской области ситуация, считает Кынев, является своеобразным вызовом для способности местных элит и лидеров общественного мнения консолидироваться и выступать в единой позиции для отстаивания своих интересов.
День выборов
Депутат свердловского заксобрания Андрей Альшевских поделился с «Клубом Регионов» мнением о том, что если власти поступят по принципу «давайте всё отменим и заберем выборы», они получат активное сопротивление со стороны потенциальных участников избирательного процесса, которые начнут выдвигаться под лозунгом «Я иду в заксобрание, чтобы вернуть Екатеринбургу прямые выборы главы». «И под этот лозунг довольно большой процент горожан поднимется и придет на участки и проголосует», – уверен парламентарий.
Об этом же говорит политолог Дмитрий Орешкин. Он считает, что если политические оппоненты Куйвашева грамотно используют эту тему в предвыборной кампании, то кандидаты от партии власти и ЕР в целом могут потерять немало голосов избирателей: «Если это мощно развернуть в средствах массовой информации и сделать элементом повестки дня, педалировать эту тему при каждом удобном случае – то можно практически до каждого избирателя донести мысль, что губернатор слишком тянет одеяло на себя. Екатеринбург – город свободный, и его жителям это явно не понравится».
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв считает, что предстоящие выборы и так будут «весьма сложными» для Куйвашева, которому «лучше не трогать больные темы». «У губернатора очень сложные отношения с муниципалитетами. Фактически взять их под контроль у него не получается. Единственным вариантом попытаться взять ситуацию под контроль для Куйвашева, как он считает, является отказ от прямых выборов. Но я думаю, что он таким образом не только не облегчит себе жизнь, но и, скорее, усложнит ее, поскольку эта инициатива идет в разрез с ожиданиями населения и это может отразиться и на итогах сентябрьских выборов, за которые губернатору придется отвечать, если его высокий антирейтинг потянет вниз результат «Единой России», – сказал политолог.
Калачёв добавил, что в целом по России можно наблюдать такую тенденцию: активность сопротивления населения инициативе губернатора по отмене прямых выборов мэра зависит от авторитета главы региона: «Если у главы высокий кредит доверия, то население готово доверить ему решение устройства региональной и муниципальной власти так, как нужно для того, чтобы регионы и муниципалитеты добивались успеха. А когда непопулярный губернатор выдвигает непопулярные идеи, то эти идеи становятся еще более непопулярными».
Президент Российской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов считает, что отмена выборности мэров имеет мало общего с демократией: «Понятно, цель губернаторов, которые идут на отмену прямых выборов, – это усиление контроля над процедурой выборов. Я думаю, что такие губернаторы чувствуют себя неуверенно и хотят придать себе большей уверенности за счет большего контроля за процедурой выборов, либо они не понимают, что такое демократические механизмы выборов».
Бег по граблям
Многие наблюдатели в качестве примера политической неустойчивости Куйвашева приводят тот факт, что свердловский губернатор, ранее настаивавший на отмене выборов во всех городах, был вынужден сохранить выборы в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Куйвашеву не хватило политической воли, и он не смог найти серьезной поддержки в Москве, чтобы пойти против таких лидеров общественного мнения, как Евгений Ройзман и Сергей Носов.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что идея отмены прямых выборов близка Куйвашеву еще и «биографически», учитывая, что он сам был сити-менеджером Тобольска и Тюмени. Но продвижение этой инициативы, продолжает эксперт, может в итоге привести к негативным последствиям и для самого Куйвашева, если оппозиция в преддверии выборов начнет «эту тему… крутить». «Иркутскому губернатору Сергею Ерощенко отмена прямых выборов аукнулась достаточно сильно. Но аукнулась именно потому, что оппозиция эту тему «качала», – привел пример политолог.
Будущее свердловского губернатора, считает Минченко, зависит теперь от трех составляющих: есть ли в регионе оппозиция с достаточно мощным ресурсом, которая будет противостоять Куйвашеву, имеет ли эта оппозиция возможность выступать против него, в том числе с помощью медиаресурсов, а также есть ли у Куйвашева ресурс, чтобы эти атаки парировать.
Руководитель центра социально-политических исследований и проектов Сергей Поляков считает, что за 25 лет избиратели на муниципальном уровне приобрели достаточно неплохой опыт электорального поведения: «Они уже знают, за кого голосовать, поскольку они неплохо осведомлены о деятельности того или иного руководителя, и выбирают достаточно осознанно». В тех муниципалитетах, где традиция открытых выборов не прерывалась, жители, по словам эксперта, «способны выбрать человека, который будет достаточно хорошо управлять муниципалитетом». «И самое главное, что они осознают, что могут выбрать лучшего. Когда у них отнимают эту возможность, это вызывает недовольство», – подчеркнул Поляков.
По его словам, отказ губернатора от выборов муниципальных глав не только демонстрирует его слабость как управленца, но и зачастую приводит к плохим результатам. «Как правило, такие эксперименты заканчиваются достаточно плачевно, поскольку кадровая политика в этом случае фрагментарная, люди назначаются случайные и через год-два после таких назначений случаются кризисы. Таких примеров можно приводить сотни, а в некоторых регионах приходилось даже возвращать прямые выборы глав муниципалитетов», – пояснил Поляков.
А политолог Валерий Хомяков привел в пример город Рыбинск Ярославской области, где в свое время прямые выборы заменили моделью с сити-менеджером. Однако кадровые просчеты привели к тому, что Рыбинск стал зоной высокого политического напряжения и губернатор Сергей Ястребов был вынужден вернуть горожанам право самим выбирать себе мэра, так как сам не смог решить проблему противостояния местных элит.