Эксперты: ситуации, когда субсидии в сельское хозяйство оборачиваются уголовными делами, негативно влияют на инвестиционную привлекательность Смоленской области
Суд в Смоленской области рассматривает уголовное дело против директора по развитию Вяземского машиностроительного завода Владимира Куприянова. По версии следствия, компании Куприянова совершили хищения выданных государством средств в качестве субсидий и грантов на изобретение сельхозтехники.
Стоит сказать, что Куприяновым были организованы несколько сельхозпредприятий по выращиванию и обработке льна и создан кооператив «Льняная долина». К началу 2017г. созданные Куприяновым предприятия выпускали половину льняной продукции Смоленской области. В активе промышленника имелись несколько изобретений в сфере сельскохозяйственной техники. Однако руководитель промышленного предприятия старой советской школы (Владимиру Куприянову 74 года) не преуспел в бюрократических процедурах. Это использовали проверяющие из налоговых органов и правоохранители. После возбуждения уголовного дела и домашнего ареста Куприянова все предприятия кооператива не смогли нормально работать и теперь практически уничтожены. В результате более трех сотен человек остались без работы и в Смоленской области практически прекратило свое существование перспективное направление по переработке льна и сельхозмашиностроения. Отметим, что в общей сложности за четыре года работы предприятие Куприянова перечислило в бюджет Смоленской области свыше 300 млн руб. налогов. Наверняка заплатило бы и еще столько же, если бы не возбуждение уголовного дела, которое вынудило его фигурантов свернуть свой бизнес.
Депутат Госдумы Николай Харитонов отметил, что Смоленская область стала еще одним примером случая, когда субсидии в сельское хозяйство оборачиваются уголовными делами: «Такие скандалы серьезно влияют на инвестиционный климат региона. Солидные инвесторы, когда знают, что в регионе есть подобные уголовные дела, что возникают вопросы после получения господдержки, несколько раз подумают, стоит ли им заходить на эту территорию. Это может негативно сказаться на экономике региона и позициях губернатора».
При этом эксперты считают, что на время, пока тянутся эти уголовные дела, стоит более гибко подходить к ситуации, чтобы не парализовать производства. «Зная специфику сельхозпроизводства, надо иметь в виду, что такие люди, которые берут субсидии, берут их не ради обогащения, а для того, чтобы, например, закрыть бреши, выстроить новую систему производства, которая будет более эффективной, – сказал директор ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, доктор экономических наук Андрей Папцов. – И, возможно, имеет смысл на время, пока тянется следствие, не предпринимать ограничительных мер, которые тормозят производство. Все должно идти свои чередом, и параллельно правоохранительные органы должны разбираться. Кроме того, такая информация, появляющаяся из региона, что после получения субсидий предприниматель получает уголовное дело, ведет к сомнениям инвесторов, которые, возможно, хотели зайти в регион».
Председатель Всероссийского движения «За честный рынок», экс-член комитета по развитию и поддержке МСП Торгово-промышленной палаты РФ Илья Хандриков допускает, что дело «Льняной долины» могли использовать для передела рынка. Эксперт отмечает, что дела по статье «Мошенничество» довольно часто возбуждают против предпринимателей, пользующихся возмездной господдержкой, так как в этой теме много законодательных недоработок. «Я, например, старался не участвовать в госзаказах и субсидиях, потому что это всегда риск. В условиях кризиса предприниматель вынужден иногда и нарушать какие-то вещи и те требования, которые к субсидированию предъявляются. Если в Москве, Петербурге еще есть какие-то варианты на защиту, то в регионах предприниматели абсолютно беззащитны перед чиновниками, силовиками», – подчеркнул Хандриков.
Лидер движения «Вежливые фермеры» Алексей Волченко напомнил, что на федеральном уровне обсуждалась возможность более избирательно и тонко подходить к мерам пресечения, к самому рассмотрению дел, от решения которых зависит судьба многочисленных коллективов, а иногда и целых населенных пунктов: «Довольно много примеров, когда фермеры получают различные субсидии на развитие, а затем это оборачивается уголовным делом или претензиями, что деньги потрачены не по назначению. Для современной России это серьезная проблема, когда действия контрольных органов или силовиков по формальным поводам приводят к банкротству или краху производств. Палочную систему никто не отменял. По формальным основаниям пытаются найти какие-то нарушения. Бывает, что нарушения есть, но небольшие. Но это не означает, что у них есть умысел на совершение мошеннических действий. Но уголовные дела возбуждают и осуждают людей. Таких случаев много. Сейчас уголовное дело возбудили, наложили обеспечительные меры и полностью работу тех или иных предприятий парализовали. А подозреваемый и деньги вернуть не может, и рабочие коллективы страдают. Президент Владимир Путин неоднократно говорил о возможности пересмотреть статью по мошенничеству. Силовики часто пользуются этой статьей, чтобы арестовывать предпринимателей. И президент говорил о возможности расширить список преступлений, в случае возмещения вреда за которые уголовное дело в отношении обвиняемого будет прекращено».
Местные наблюдатели надеются, что суд против Куприянова завершится оправдательным приговором, так как на стороне защиты выступили самые известные в области сельхозмашиностроения эксперты, которые убедительно доказывают, что выделенные предприятиям Куприянова госсредства были потрачены действительно на создание и производство новых технологических линий по сборке и переработке льна.
Стоит отметить, что это уже не первое уголовное преследование промышленников старой школы в Смоленской области. В 2019г. по аналогичному уголовному делу стал подозреваемым еще один известный смоленский предприниматель Азиз Гусейнов, рассказывает издание Smolnarod.ru. Результатом уголовного преследования стало разоренное предприятие, а сам предприниматель не дожил до приговора суда.
По мнению местных наблюдателей, подобные уголовные дела являются предостережением каждому, кто решится вкладывать деньги в смоленскую промышленность, и ставят под сомнение лозунг губернатора Алексея Островского, обещающего «безопасность инвестиций» в Смоленской области.