Ничего хорошего укрупнение не даст: эксперты комментируют муниципальную реформу в Тамбовской области
В Тамбовской области завершился один из важных этапов реформы местного самоуправления: облдума приняла закон о преобразовании районов в муниципальные округа, в которых останется лишь одна администрация с единственным главой, назначаемым губернатором, и один на всех совет депутатов. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты уверены, что, поставив себя в центр принятия решений на муниципальном уровне, дальше губернатор Максим Егоров пойдет по пути укрупнения округов.
Муниципальные округа создаются на основе и в границах 23 районов. Сам Егоров утверждает, что жители не ощутят негатива от изменений, обещая сохранить все существующие льготы и доступность услуг. Более того, он прогнозирует улучшение качества жизни на селе, ведь объединение сельсоветов в округ с единым бюджетом даст возможность «софинансирования и участия в нацпроектах и программах, что позволит решить гораздо большее количество жилищно-коммунальных, социальных, образовательных и других проблем, которые не могли быть решены ранее». Наблюдатели к обещаниям лучшей жизни относятся скептически, отмечая, что прежнее административное устройство не было препятствием для участия в нацпроектах на сельском уровне.
Председатель комитета гордумы Тамбова по ЖКХ Артём Александров считает принятые изменения такими же бессмысленными, как и реализованное ранее по инициативе Егорова укрупнение Тамбова за счет присоединения к нему трех сельсоветов Тамбовского района. «Тогда тоже говорили, что мы заживем по-другому, и что деньги пойдут и в город, и на эти территории в частности. Прошло почти полгода, но ни в думе, ни в администрации нет осознания того, что это даст нам в перспективе», – сказал он. Он добавил, что на общественных слушаниях, которые проводились на уровне поселений, многие жители высказывались против создания округов, а там, где большинство было «за», результат обеспечивали за счет «подневольных служащих, которым открыто пообещали, что если они поддержат – то их оставят на рабочем месте».
Александров уточнил, что у жителей вызывает беспокойство, что их лишат доступа к местной власти, «которая была в деревнях». «Сокращение сельсоветов и местных депутатов на общественных началах неминуемо, а все вопросы будут решаться даже не на уровне советов муниципальных округов, а в правительстве Тамбовской области, которое будет принимать как кадровые, так и финансовые решения. Я вижу, что за счет сокращения численного состава органов власти на низовом уровне руководство области получит возможность сократить некоторые расходы. Но на жителей это повлияет негативным образом: у нас большая территория, некоторые села находятся в 20-30 км. от районного центра, а до областного центра от них – 100 и больше километров. То есть они физически будут отрезаны [от власти], жизнь в них будет скукоживаться и обречет эти села на дальнейшее вымирание», – говорит депутат
Руководитель Института общественных и политических коммуникаций Владимир Титаренко не сомневается, что дальше региональные власти начнут укрупнять округа. «У нас есть районы, где живет 8 тыс. человек. Ну, не могут 23 округа существовать, исходя из такого количества населения. Представляете, какой там может быть уровень образования и здравоохранения? Сегодня уже не в каждом районе есть больница, приходится возить людей в другие районы», – говорит эксперт. При этом плюсов нынешней муниципальной реформы он не видит: «Идет очередная схоластическая трансформация. Даст ли это выгоды с точки зрения повышения комфортности проживания жителей, пополнения бюджетов, привлечения инвестиций? Мы этого не видим. С чего вдруг туда попрет бизнес? С чего вдруг будет создана комфортная среда? Только из-за того, что на месте района создали муниципальный округ?», – продолжает эксперт. Он уточнил, что никто из инициаторов изменений до сих не выступил с понятным публичным объяснением, какие плюсы и минусы это может дать.
Очевидным минусом Титаренко считает лишение местного населения активного и пассивного избирательного права. «Губернатору-то хорошо: он может назначать, снимать, рекомендовать. А люди при этом где? В чем будет выражаться их волеизъявление? Наши парламентские партии высказывают озабоченность в этом плане, и тут я готов с ними согласиться», – продолжает политолог. По его мнению, теперь всю ответственность за состояние поселений граждане буду напрямую возлагать на губернатора. «А способен ли Егоров воспринимать весь этот негатив? А негатива много, начиная от состояния дорог и заканчивая инвестиционным климатом. Очень большой груз проблем он на себя навешивает, и он от них никуда не денется. Не знаю, что он сам об этом думает, но хочу заметить, что Егоров уже почти год с нами, и за это время никаких подвижек в плане эффективного руководства территорией я не вижу. Да, создали правительство, были департаменты и комитеты – стали министерства. Ну и что? Сейчас появятся муниципальные округа. Снова – ну и что? Или повысится уровень эффективности управленцев в этих округах или откуда-то там появятся управленцы с высокими профессиональными качествами? Какие-то игры в названия», – заключил Титаренко.
Директор Центра исследований политических трансформаций Дмитрий Сельцер утверждает, что муниципалитеты де-факто уже давно живут по принятым накануне на законодательном уровне правилам. «Сущностно ничего нового не случится. Главы муниципальных районов давно решают все ключевые проблемы в границах собственной ответственности: распределяют деньги, выстраивают строительную и инфраструктурную политику по каждому сельсовету. Это и понятно – в сельских советах нет денег. Депутаты сельского совета не могут принять ни одного серьезного решения. Деньги есть только у главы района. И именно здесь – на районном уровне – через соответствующие процедуры выстраивается финансовая политика муниципалитета. Моё мнение таково, что по факту муниципальные округа давно созданы реальной управленческой практикой, и пора всё это легализовать», – прокомментировал нововведения политолог. Что касается риска отдаления власти от граждан, то Сельцер полагает, что создание на месте поселковых администраций территориальных отделов администрации муниципального округа успешно решит эту проблему, так что для жителей все ограничится лишь сменой названия.
По словам депутата Александрова, губернатор Егоров продолжает традиции своих предшественников Александра Никитина и Олега Бетина, при которых произошла оптимизация систем здравоохранения и образования, что привело к закрытию школ и лечебных учреждений в небольших поселениях. «Ну а следующий этап – это ликвидация системы власти на сельских территориях. Затем, думаю, начнут объединять малонаселенные районы. У нас вот есть Гавриловский, Уваровский районы, где живет меньше 10 тыс. человек. Думаю, что созданные на основе районов округа будут объединять в более крупные агломерации с участием городов, например, Кирсанов, город Умёт и Гавриловский округ могут объединить в какой-нибудь Кирсановский округ», – прогнозирует собеседник «Клуба Регионов».