Светлана Колесова: национальные проекты – это не статистические показатели, а движение вперед
В 2018г. президент сформулировал национальные цели развития страны, в 2019г. стартовали новые национальные проекты как инструмент их достижения, а в 2020-м стало очевидно, что из-за пандемии коронавируса многим планам не суждено сбыться. Об итогах этого непростого периода и о том, что будет с нацпроектами дальше, – в интервью с зампредом правительства Ульяновской области Светланой Колесовой.
– Светлана Николаевна, подходит к завершению второй год реализации нацпроектов в Ульяновской области. Насколько эффективно удалось выстроить эту работу?
– Как мы знаем, всего в указе президента 12 нацпроектов. В 2019г. Ульяновская область работала по 10 из них. Они, в свою очередь, состоят из 47 профильных программ по направлениям: здравоохранение, демография, образование, экология, жилье и городская среда, автомобильные дороги, цифровая экономика, культура, международная кооперация и экспорт, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. В этом году утверждены паспорта еще двух региональных программ в рамках нацпроекта «Производительность труда», и количество проектов, действующих на территории региона, увеличилось до 49. Также регион уже подал заявку на включение в новую программу «Мосты и путепроводы» в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», планируется что она стартует в следующем году.
Каждый нацпроект имеет показатели и результаты. Например, в рамках нацпроекта «Демография» у нас есть показатель «Численность воспитанников в возрасте до трех лет, посещающих государственные и муниципальные детские сады», а результат – создание дополнительных 740 мест в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте до трех лет.
За каждый год реализации нацпроектов мы должны достичь установленных показателей и выполнить результат. Вот в целом за первый год у нас неплохие итоги: 87% выполненных показателей, 96% достигнутых результатов. Полностью исполненных государственных программ по всем параметрам 33. По второму году, конечно, пандемия внесла коррективы, и сегодня уже всем понятно, что цифры будут не такими, как мы ожидали.
Хочу сразу отметить один важный момент. В реализации нацпроектов, как и в любой другой сфере, есть две стороны: «лицевая» – когда реальные результаты видит каждый, и «изнаночная» – невидимая со стороны работа, необходимая для реализации программ, требующая огромных управленческих усилий и труда. Это результаты, которые привносят значительный вклад в развитие общества. Например, внедрение проектного управления в органы государственной власти. Нам удалось сформировать проектные команды, что облегчает решение множества задач, в первую очередь межведомственного характера, за счет упрощения согласовательных процедур и настройки на общий результат.
– Давайте поговорим подробнее о «лицевой стороне». Президент всегда подчеркивает, что нацпроекты должны менять жизнь людей к лучшему. Какие реальные результаты имеются на сегодня?
– Если говорить о конкретных делах, сделано уже многое. Только в 2019г. благодаря реализации нацпроекта «Здравоохранение» построено пять новых фельдшерско-акушерских пунктов в разных уголках области. До конца 2020г. построят еще шесть ФАПов в сельских населенных пунктах и один офис врача общей практики. Кроме стационарных медицинских пунктов в регион поступят и передвижные комплексы, что позволит тысячам сельчан получать услуги первичной медико-санитарной помощи, никуда не выезжая. За два года отремонтированы детские поликлиники в Ульяновске и шести муниципальных районах, обновлены отделения детской консультации в Сенгилеевской, Барышской и Сурской районных больницах. Осенью в Ульяновске завершится ремонт детской поликлиники № 4, расположенной в Железнодорожном районе. Только в этом году работы по ремонту зданий и обновлению медицинского оборудования велись в 18 медучреждениях области.
В рамках нацпроекта «Образование» в прошлом году мы открыли две школы в новых районах регионального центра, а с нового учебного года пошли в новую школу и ребята Заволжского района, где свои двери распахнул оснащенный по самым современным стандартам инженерный лицей № 102. Также в этом году начал свою работу долгожданный детский сад в Барыше. Совсем скоро новое дошкольное учреждение появится и в селе Большой Чирклей Николаевского района, сейчас там идут внутренняя отделка и благоустройство прилегающей территории.
Обновляются сельские дома культуры. Новые ДК построены в селах Средний Сантимир Новомалыклинского района и Архангельское Чердаклинского района. До конца года еще два новых учреждения появятся в селах Никольское-на-Черемшане и Красный Яр. В прошлом году впервые за несколько десятилетий в детских школах искусств прошло масштабное обновление музыкальных инструментов: сразу 30 ДШИ получили новые пианино. В этом мы закупили для областной детской школы искусств фортепиано, саксофоны, флейты, трубы. И это, несомненно, поддержка для талантливых детей. По нацпроекту в регионе создаются модельные библиотеки. Это совершенно новый формат работы, точки притяжения для жителей муниципалитетов.
За два года свыше 500 тыс. жителей получили более комфортную территорию возле дома: новые тротуары, современное энергоэффективное освещение, игровые площадки для детей, скамейки, урны и так далее – благоустроены 180 дворов. Создано или обновлено 34 общественных пространства: парки, скверы, аллеи, бульвары. Кроме того, благодаря нацпроекту «Жилье и городская среда» с начала 2019г. более 400 жителей получили новые квартиры и покинули аварийные дома.
За эти два года регион сделал важный шаг к цивилизованному способу утилизации отходов. В Ульяновской области запущены в строй пять мусоросортировочных комплексов. При этом объемы сортировки ТКО неизменно растут. В настоящее время этот показатель достиг 55% от общего объема собранных отходов. По национальному проекту «Экология» в этом году мы также смонтировали установку ультрафиолетового обеззараживания сточных вод на новых очистных сооружениях Новоульяновска. Вторая подобная станция будет установлена осенью на очистных сооружениях левобережья Ульяновска.
По нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» только в 2020г. 15 фермеров области получили материальную поддержку по грантам «Агростартап» на общую сумму около 50 млн руб.
Не остается без внимания и дорожная инфраструктура. До конца года в Ульяновской области будет отремонтировано 144 км дорог. К слову, это больше аналогичного показателя 2019г., когда в нормативное состояние было приведено 110 км дорожного полотна. Для обеспечения безопасности движения продолжается работа по освещению областных трасс, в том числе проходящих через населенные пункты. В прошлом году мы осветили 22 км таких участков. До конца текущего года освещение установят еще на 31 объекте общей протяженностью 44 км.
Все эти перемены происходили на глазах жителей, для них это и есть конкретные результаты реализация нацпроектов «Здравоохранение», «Экология», «Образование», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и других.
– На какие нацпроекты направляют больше всего средств в Ульяновской области?
– Главными для нас являются задачи, обозначенные президентом в послании. По сути, послание продолжает логику тех приоритетов, которые обозначены в майском указе и национальных проектах. Деньги в первую очередь направляются на решение наиболее общественно значимых и острых проблем, решить которые только за счет средств областного бюджета весьма сложно. Федеральное финансирование поможет нам в их решении. Значительные суммы направлены на нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – более 3 млрд руб., «Демография» – 3 млрд руб., «Здравоохранение» – 1,7 млрд руб.
Отмечу, что с каждым годом финансирование нацпроектов растет. В этом году мы направили на реализацию нацпроектов почти 14 млрд руб., из которых 8 млрд выделены из федерального бюджета. Это на 4 млрд руб. больше, чем в прошлом году.
– Почему не удалось достичь 100% показателей по итогам первого года?
– С достижением показателей все не так однозначно, как кажется. Уже по итогам первого года стало очевидно, что даже исполнение всех мероприятий, прописанных в нацпроектах, в некоторых случаях не обеспечивает выполнение показателей. Объясню на примере. В рамках нацпроекта «Здравоохранение» мы закупили нескольких сотен позиций медоборудования, но у нас есть недостигнутые показатели по снижению смертности онкобольных, мужчин в возрасте до 59 лет, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Мы не получаем мгновенный эффект от мероприятий, которые выполнили по нацпроекту, это скорее «инвестиции» в будущее, которые в дальнейшем смогут изменить ситуацию в этой сфере. Требуются дополнительные меры: наладить системную работу внутри отрасли, устранить кадровый дефицит – и региональный Минздрав уже разработал соответствующий комплексный план достижения целей по здоровьесбережению людей.
Или мы отремонтировали в 2019г. по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 50 участков, 110 км, для мониторинга дорожной ситуации установили метеостанцию. Но наша цель – снижение смертности на дорогах, а этого показателя мы не достигли. Здесь также нужна оперативная работа с очагами аварийности: введение ограничения по скорости, установка ограждений, отбойников, камер фото- и видеофиксации, системная работы с ГИБДД, дорожниками по выявлению опасных участков. Все это – в дополнение к мероприятиям нацпроекта.
Как и в прошлом году, наибольшее опасение вызывает достижение всех демографических показателей. И здесь есть объективные причины. По всей стране наблюдается снижение рождаемости на фоне сокращения числа женщин фертильного возраста — это последствия демографического провала 90-х гг.
Кроме того, мы не достигли показателя по проекту «Экспорт продукции АПК». Изначально было понятно, что он труднодостижимый. Решением этой проблемы может стать изменение методологии расчета. Дело в том, что по существующим правилам предприятия, которые работают у нас в регионе, но не зарегистрированы на территории Ульяновской области, не идут нам «в зачет».
С такой ситуацией, когда мероприятия нацпроектов выполнены, а показатели не достигнуты, столкнулись далеко не мы одни.
– Почему показатели не корректировались по итогам первого года, если проблема имела массовый характер и была очевидна объективная необходимость сделать это?
– Уже в начале года в докладе Счетной палаты России открыто говорилось о недостаточной проработке тех мероприятий, которые направлены на достижение показателей нацпроектов, о необходимости принять дополнительные меры для того, чтобы мы смогли прийти к определенным результатам. Уже тогда было понятно, что нужно пересматривать систему и провести «сборку» именно на федеральном уровне. И федеральный центр уже начал принимать предложения от регионов, какие корректировки необходимо внести. Но этот процесс затормозила пандемия.
– Какие предложения по корректировке нацпроектов направила Ульяновская область?
– Некоторые показатели, действительно, требуют тщательного анализа. Есть вопросы по софинансированию. Национальные проекты финансируются в пропорции 95% федеральных и 5% региональных средств. По факту вклад региона может достигать и 28%. Это обусловлено в том числе и отсутствием софинансирования расходов на мероприятия, необходимые для ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства. Например, при строительстве школы федеральные средства покрывают только затраты на возведение объекта. Но ведь необходимо сделать и отделку учебных помещений, укомплектовать их оборудованием, средствами для обучения. Получается, что эту финансовую нагрузку сейчас берет на себя региональный бюджет. Если исходить из стоимости контракта на строительство, этого можно избежать. И мы направили такое предложение в федеральный центр.
Муниципальные бюджеты сейчас очень ограничены в средствах. Создание механизма финансовой поддержки местных бюджетов помогло бы решить вопрос. И это предложение тоже прозвучало от нас.
Есть спорная ситуация по нацпроекту «Жилье и городская среда»: по показателю ввода жилья мы немного не дотянули до установленной планки, при этом Ульяновская область занимает одно из лидирующих мест по стране по вводу жилья на тысячу человек населения. Нужно ли повышать планку в дальнейшем или, возможно, этот темп для нас оптимальный?
– Сейчас мы продолжаем двигаться к планке, которая была поставлена до пандемии? Сможем ли мы достичь показателей после длительных ограничительных мер, введенных в связи с коронавирусом? Что будет с нацпроектами дальше?
– Как мы знаем, президент подписал указ, который продлил нацпроекты до 2030г. Документ предполагает серьезную корректировку показателей с учетом новых сроков. Сейчас на федеральном уровне ведется довольно сложная работа, ведь эти изменения определят развитие России на годы вперед. 28 сентября глава государства провел расширенное заседание президиума Госсовета, которое было посвящено именно нацпроектам и готовящимся изменениям. Президент еще раз напомнил, что корректировка должна завершиться к концу октября, и в самое ближайшее время до регионов должны быть доведены все ключевые цифры и параметры.
Несмотря на продолжающуюся работу по корректировке, сегодня мы хорошо понимаем основные направления и тенденции развития во всех ключевых сферах. Глава государства поставил перед нами пять национальных целей развития страны. Во-первых, это сохранение населения, здоровье и благополучие людей. Во-вторых, это возможность для самореализации. И здесь в первую очередь подразумевается развитие системы образования, рост объема научных исследований и разработок, в том числе и за счет наших вузов и талантливой молодежи. В-третьих, это создание комфортной и безопасной среды для жизни. В этот блок входят не только вопросы благоустройства, дорожно-транспортной инфраструктуры, но и улучшения жилищных условий, экологии. Большое внимание будет уделено оздоровлению Волги, сокращению вредных выбросов. Еще одна национальная цель – создание условий для достойного эффективного труда, ведения успешной предпринимательской деятельности. Отдельно стоит отметить возрастающую роль цифровой трансформации, которая также выделена в одну из национальных целей. Согласно новому указу к 2030г. ключевые отрасли экономики и социальной сферы, госуправления должны достичь «цифровой зрелости». При этом, как особо отметил на прошедшем заседании Госсовета президент, по каждой из указанных целей должен быть ощутимый для людей результат уже в 2021г.
Вместе с тем новые цели не отменяют задачи майского указа, а усиливают их и дают хорошую возможность, чтобы «оглянуться» и внести какие-то изменения, принимая во внимание уже имеющийся опыт по реализации нацпроектов.
Да, сейчас регионы ждут изменений, но это не значит, что мы останавливаемся. Мы продолжаем двигаться вперед, чтобы выполнить установленные показатели. Отмечу, что не все сферы деятельности замерли во время пандемии, некоторые, наоборот, получили мощный толчок. Например, часть производителей открыла интернет-магазины, вышли на электронные торговые площадки и увеличили объемы продаж. Строительная отрасль, например, практически не останавливалась, как и дорожная сфера, благоустроительные работы. И мы видим уже сейчас, что показатели по вводу жилья на 1 тыс. человек населения у нас перевыполнены, перевыполнены планы по переселению жителей из аварийного жилья. Все дорожные работы ведутся в срок, большая часть уже завершена или находится на финальном этапе, ведется приемка выполненных работ во дворах и на общественных пространствах.
– А есть ли какой-то лайфхак у Ульяновской области, который помогает в реализации нацпроектов?
– Хорошим инструментом стало проведение в регионе тематических недель нацпроектов. Эту практику мы ввели в июне 2019г., и можно считать ее уникальной: не встречала ранее такое в других регионах. В процессе подготовки тематических недель с проектными командами в ручном режиме мы разбираем нацпроект «по косточкам»: что получается, какие мероприятия буксуют, выявляем риски. Это нужно, чтобы специалисты могли обсудить промежуточные итоги, предстоящие задачи, то есть сделать некую оценку, где мы находимся, выработать тактику дальнейших действий. Ведь в некоторых проектах даже четких контрольных точек не было, чтобы понять, хорошо или плохо все складывается на настоящий момент.
Вторая, не менее важная цель проведения тематических недель – рассказать людям о том, что происходит: о том, что сделано, о планах, направлениях, которые являются приоритетными для развития области и страны сегодня.
Конечно, из-за режима самоизоляции нам пришлось приостановить проведение тематических недель. Но, как только ограничения были сняты, мы возобновили эту практику. Это помогает нам держать руку на пульсе и своевременно принимать все необходимые меры.