Челябинский губернатор Текслер предложил федеральному центру программу развития моногородов
Глава Челябинской области Алексей Текслер рассказал полпреду Николаю Цуканову о планах по развитию моногородов, в том числе за счет реализации нацпроектов. Он сообщил, что власти региона направили в федеральный центр предложение по реализации программы комплексного развития моногородов, многие из которых имеют схожие проблемы. Текслер при этом подчеркнул, что, помимо развития социальной инфраструктуры, в этих территориях важна поддержка учреждений профобразования для воспитания у молодежи профессиональных компетенций и навыков предпринимательской деятельности. Завкафедрой госуправления РАНХиГС Александр Балобанов поддерживает предложения Текслера, в особенности по созданию условий для развития малого бизнеса, который позволяет развивать моногорода с опорой на собственные ресурсы и не зависеть от инвесторов из других регионов.
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер обсудил программу по развитию моногородов с полпредом президента в УрФО Николаем Цукановым. Совещание прошло в рамках визита полпреда в Карабаш, который входит в категорию семи наиболее проблемных из 16 челябинских моногородов. По словам Текслера, Карабаш отличается тем, что в нем в последнее время ситуация начала меняться к лучшему благодаря ответственной позиции собственника градообразующего предприятия «Карабашмедь».
Текслер сообщил, что регион предложил федеральному центру решать проблемы моногородов по примеру программы комплексного развития сельских территорий, когда власти действуют одновременно с инвестором, и, пока тот создает рабочие места, они строят школы, детские сады, культурные и спортивные объекты и все, что нужно для создания комфортного уровня жизни.
Завкафедрой государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС Александр Балобанов отмечает, что инициатива, озвученная губернатором, представляет собой классическую схему привлечения инвесторов, которая действует на всех территориях. Если говорить о моногородах, то к ним она также применима, но с учетом специфики каждого из этих образований. Эксперт напомнил, что, например, в рамках федеральной программы развития моногородов на их территориях запускались проекты силами их же жителей: когда из представителей администрации и бизнеса моногорода создавались рабочие группы, и, зная собственные проблемы, они формировали предложения по их решению, которые затем дорабатывали и поддерживали региональные и федеральные власти.
Руководитель Челябинской области подчеркнул, что также необходимо приложить усилия, чтобы остановить отток молодежи из моногородов. Поэтому там необходимо улучшение материально-технической базы учреждений профобразования. «Это позволит сохранить в моногородах молодежь, дать выпускникам компетенции, востребованные в условиях диверсифицированной экономики, в том числе навыки ведения предпринимательской деятельности», – заявил Текслер.
Александр Балобанов сравнил процесс воспитания из обычных граждан (бывших работников предприятий, бюджетников и так далее) предпринимателей с переработкой тонны руды ради грамма радия. Но эти действия необходимы, продолжает он. «Даже если на территории есть хотя бы один ИП – это уже хорошо. Важная функция малого и среднего бизнеса – это создание новых рабочих мест, но я бы в первую очередь говорил о том, что это появление точки самостоятельного действия, которая может менять город, пусть и в локальном масштабе, но эти изменения будут интересными и важными, – говорит представитель РАНХиГС. – Кроме того, поиск инвесторов для возрождения градообразующих предприятий может и не увенчаться успехом, тем более что большинство предприятий, вокруг которых выросли города, относятся еще к советскому периоду, и есть сомнения, насколько они могут быть конкурентны или встроены в современную экономику. Кроме того, современные производства часто нуждаются в меньшем количестве людей, чем прежде. А развитие по пути предпринимательства и малого бизнеса более разнообразно, и даже если в количественном отношении оно дает меньше, то в качественном – больше. Оно опирается на местные силы и из них вырастает, это опора на собственные ресурсы. В этом случае всё в наших руках, а не в руках какого-то инвестора, который где-то в Москве сидит, и вот он принял решение сократить людей, от чего в конкретном городе ситуация может очень сильно поменяться».
Добавим, ранее для изменения ситуации в моногородах было принято решение о создании в них территорий опережающего развития, но этот инструмент, как отметил Текслер, не помог кардинально решить проблему, хотя на сегодняшний день заключены 24 соглашения с резидентами пяти ТОРов. По-прежнему главным инструментом финансовой поддержки моногородов остаются программы Фонда развития таких территорий. В рамках одной из них в Усть-Катаве был построен тепличный комплекс «Горный», работу в котором получили 720 местных жителей. Губернатор уверен, что развитию моногородов будет способствовать реализация национальных проектов «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также «Жилье и городская среда», в рамках которых в 2020г. моногорода региона получат на развитие социальной инфраструктуры 1,5 млрд, а в 2021г. – 1,8 млрд руб. Существенный вклад в развитие вносят программы социального партнерства, как в Карабаше и Сатке. Таким образом, по словам Текслера, власти хотят изменить ситуацию во всех проблемных моногородах, ведь большинство из них имеют общие причины, а значит, их решение может быть универсальным.
Напомним, осенью 2019г. Алексей Текслер рассказал о запуске в моногородах проекта «Место притяжения» для развития общественных пространств при помощи предпринимателей, которым готовы на льготных условиях предоставить кредиты на создание кафе, фуд-кортов или готовые франшизы для «оживления» территорий.