Никто не хотел становиться министром культуры Крыма: эксперты – о новом назначении Аксёнова
Экспертно-аналитический центр «Юг» /Крым/ Глава Крыма Сергей Аксёнов объявил кандидатуру нового министра культуры. Пост займет Татьяна Манежина – первый замминистра. Эксперты АЦ «Юг» объяснили, почему кадровый вопрос в регионе стал нерядовым политическим событием и привлек так много внимания.
Внимание к новому назначению обусловлено обстоятельствами ухода предыдущего министра культуры Крыма. Арина (Вера) Новосельская попала под уголовное преследование и была уволена Аксёновым в связи с утратой доверия. Новый назначенец – Татьяна Манежина, работала в органах власти Крыма с 1992г. С ноября 2011г. была заместителем министра культуры, с января 2017г. – первым замминистра.
До того как Аксёнов объявил о своем решении, на должность главы крымского Минкульта прочили двоих – экс-мэра Ялты, начальника департамента государственной охраны культурного наследия Андрея Ростенко и бывшего депутата ГД Светлану Савченко, которая известна активностью в вопросах культуры. Эксперты АЦ «Юг» назвали обе кандидатуры надуманными. Ни Савченко, ни Ростенко, по их мнению, не проявляли желания стать министром: роль человека на «расстрельной» позиции, вынужденного разбираться с накопленными проблемами, была невыгодна обоим.
Политический эксперт Владимир Джаралла считает, что для Ростенко, который был под пристальным вниманием силовиков, скорее всего, было бы интереснее занять позицию руководителя комитета по культурному наследию. Бывший министр Новосельская включила комитет в свое ведомство, «понизив» до департамента. Но вполне возможно, что он будет вновь восстановлен.
«У Ростенко были серьезные проблемы с правоохранительными органами, но его преследование было прекращено без выдвижения каких-либо обвинений, – объясняет Джаралла. – Те, кто разбирался в ситуации, говорят о нем как о сильном управленце. Высказываются предположения, что сейчас может быть восстановлен комитет по охране культурного наследия, и как раз председателем комитета мог бы вновь стать Ростенко».
Кандидатуру Савченко эксперт назвал изначально «неактуальной» для позиции министра: она с бо́льшей вероятностью может стать советником по культуре в аппарате председателя Госсовета Крыма Владимира Константинова.
Политтехнолог Дмитрий Евсюткин напрямую назвал обсуждение кандидатур Савченко и Ростенко «фейковым вбросом»: «Информация о назначении Ростенко вместо Новосельской – это такой вброс. Фейковый инсайд. В итоге он фейком и остался. Никакой логики в этом назначении не было. На мой взгляд, Ростенко никогда ни за какие деньги не пошел бы на пост министра культуры. Потому что любой министр – это должность расстрельная. Другое дело – назначение Манежиной. Она работает в министерстве культуры более 10 лет и хорошо разбирается в том, что происходит в Крыму. Например, в Минкультуры есть функция по взаимодействию с крымскими татарами. Это важный вопрос, и было бы странно, если бы им занялся кто-то со стороны».
Владимир Джаралла предположил, что на должности министра Манежиной может помешать статус чиновника, но не политика. «Чиновники обычно остаются на уровне управления процессами. А должности занимают политические назначенцы. В данном случае произошло отступление от этого принципа. Татьяна Манежина, безусловно, способна без долгой раскачки приступить к работе. При этом у нее полностью отсутствует политический вес, а ей нужно будет разрешить несколько серьезных проблем. Например, ситуацию с недостроенным кукольным театром, который «погубил» ее предшественницу», – пояснил эксперт.
В декабрьском рейтинге влияния глав субъектов, составленном АПЭК, позиция Сергея Аксёнова снизилась сразу на 10 пунктов. Авторы рейтинга прямо указывают на «нисходящий тренд» для Аксёнова, отправной точкой для которого стал арест Новосельской. Однако собеседники АЦ «Юг» не разделяют подобных выводов. Они считают позиции Аксёнова стабильными, но в то же время по-разному оценивают устойчивость самой кадровой системы Крыма.
Владимир Джаралла считает, что уход со своих постов по причине коррупционных скандалов сразу нескольких ключевых фигур приближает кадровую ситуацию к катастрофической, что может привести к потере контроля со стороны крымских властей над исполнением федеральных целевых программ. «Многочисленные скандалы в конечном итоге приводят к вопросу: либо глава не владеет ситуацией с кадрами, либо же он подбирает странные кадры по непонятным критериям», – рассуждает эксперт.
Дмитрий Евсюткин придерживается иного мнения: «Кадровая чехарда – любимое выражение ряда экспертов – никак не отразится на позициях Аксёнова. Все-таки в Крыму основным движущим элементом политической системы являются силовые структуры. В Севастополе – нет, а в Крыму – да. Аксёнов находится 24 часа в сутки на виду, и если бы к нему были вопросы, то он давно ушел бы». Он также уверен, что у главы республики есть «скамейка запасных», чтобы решить вопросы кадровых перестановок.
«В трех арестах трех крупных чиновников за три месяца тоже ничего хорошего нет с точки зрения политолога, с точки зрения эксперта. Но на реальное положение Аксёнова это не влияет», – объяснил свою позицию Евсюткин.