Неверов:  наши коллеги могут сосредоточиться на ведении избирательной кампании, а не только на поиске спонсоров у себя в регионе
6 мая 2010 | Архив

Александр Безделов: «свои» сити-менеджеры укрепят власть главы Югры

Губернатор ХМАО Наталья Комарова заявила о возможности введения института сити-менеджеров в муниципалитетах Югры. Эксперты полагают, что отмена прямых выборов мэров позволит Комаровой избежать «перманентных конфликтов» в целом ряде муниципалитетов и укрепить систему собственной власти в регионе.

Губернатор Югры Наталья Комарова на заседании совета глав региона вынесла на обсуждение возможность введения института сити-менеджеров в муниципалитетах округа. «Нам следует совместно изучить, оценить накопленный опыт, проанализировать сложившуюся систему органов местного самоуправления в округе с точки зрения возможного реформирования путем введения института сити-менеджеров», – сказала глава региона.

По мнению депутата окружной думы, члена комиссии по законодательству и местному самоуправлению Владимира Зиновьева, введение поста сити-менеджера позволит снизить политические риски в регионе: «Мы этот вопрос рассматривали еще с 2006г. И я считаю, что это очень эффективный институт. В случае если мэр переходит на другую работу или не справляется со своими обязанностями, в муниципальном образовании включается процедура дополнительных выборов. Если ввести институт сити-менеджера, исключается момент политических рисков. Мое мнение – это делается только для оптимизации и работы, и управления».

Между тем многие эксперты отмечают тенденцию: главы регионов начинают склоняться к модели контролируемых мэров через отмену системы выборов. «Губернаторам удобно управлять муниципалитетами, но считаю, что это неконституционно и неэффективно, – рассказал «Клубу Регионов» вице-президент Ассоциации сельских поселений России Юрий Гурман. – Основной принцип местного самоуправления – это самостоятельная деятельность и самостоятельная ответственность. А здесь получается, что губернаторы пытаются вмешиваться, определять схему назначения мэров. И ответная реакция от органов местного самоуправления – это перекладывание ответственности на вышестоящий уровень: раз субъект вмешался в это дело, то, соответственно, мы вправе ожидать какой-то помощи, содействия в решении проблем, которые априори должны решаться местным самоуправлением самостоятельно. Очень много у нас таких примеров».

Политолог, директор Института региональной стратегии Александр Безделов считает, что, несмотря на общее стремление губернаторов поставить под контроль назначение глав муниципалитетов, в каждом регионе ситуация специфична: «В разных регионах разная структура политических элит, разное влияние губернаторов на политические процессы. Поэтому сохраняется такой разнобой в системе назначения и избрания глав муниципалитетов. Для Комаровой, как для человека нового в элите ХМАО, введение поста сити-менеджера – это выход из ситуации перманентных конфликтов в целом ряде муниципалитетов. Ведь вопрос о наделении полномочиями глав субъектов РФ очень болезненный, поскольку затрагивает интересы различных элит – нефтяников, крупных предпринимателей. И такие конфликты чуть ли не в каждом муниципалитете. Если Комарова задалась целью внедрить систему сити-менеджеров, то вывод из этого может быть только один: она старается таким образом укрепить систему собственной власти в регионе».

Политолог, главный редактор газеты «Вольный город» Алексей Кунгуров полагает, что Наталья Комарова действует в рамках общероссийской тенденции: «Думаю, это никак не связано персонально с Комаровой, сейчас по всей России идет назначение сити-менеджеров. Просто ей это легче сделать, потому что у Филипенко (бывший губернатор ХМАО. – Прим. «КР») перед мэрами, возможно, и были какие-то обязательства, что институт сити-менеджера вводиться не будет. А у Комаровой никаких обязательств нет».

Добавим, что, по словам заместителя министра регионального развития Юрия Осинцева, выборы мэра отменены уже в 20% российских муниципалитетов. В этих городах введена система сити-менеджмента. Юрий Осинцев отмечает, что пока оценить эту практику сложно: есть как положительные, так и отрицательные примеры.

Версия для печати
В Севастополе решается судьба муниципального фильтра
Кандидат в губернаторы Севастополя Виктор Резанов сдал в избирком документы без подписей в свою поддержку муниципальных депутатов. Штаб Резанова объясняет это протестом против законодательной коллизии, возникшей на севастопольских выборах при прохождении кандидатами муниципального фильтра. «Это выглядит юридическим абсурдом, но отстаиваемая нами позиция основана на основополагающих принципах избирательного процесса», – заявили представители Резанова. Напомним, что кандидат в губернаторы от ЕР Дмитрий Овсянников собрал 70% подписей муниципальных депутатов, тем самым «монополизировав» предвыборный процесс. Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению электорального юриста Максима Прокофьева, является регистрация всех кандидатов, включая тех, кто вообще не представил документы на регистрацию.