Индекс любви и ненависти регионов в соцсетях
Анализ употребления в соцсетях слов «любовь», «ненависть», словосочетаний «я обожаю», «я ненавижу» и им подобных позволил составить «Индекс негатива». Первое место по этому индексу заняла Ингушетия. Компанию ей составили Чечня и Дагестан. Однако блогер Антон Носик отмечает, что в кавказских республиках основное общение происходит на национальном языке, а потому «очень может быть», что русский там является «языком ненависти» для общения с «чужаками». Интернет-эксперт Екатерина Аксёнова допускает, что записи в блогах могут лишь частично отражать эмоциональное состояние в регионах и при подобных исследованиях следует учитывать, что контент в соцсетях задают также роботы и интернет-тролли.
Ингушетия стала лидером в России по так называемого «индексу негатива» в соцсетях. К такому выводу пришли исследователи агентства Brand Analytics, проанализировав русскоязычные упоминания слов «любовь», «ненависть», словосочетаний «я обожаю», «я ненавижу» и им подобных в отечественном сегменте Twitter, Facebook, «ВКонтакте», «Живого журнала» и так далее.
Наравне с Ингушетией максимум негатива был зафиксирован среди пользователей из Чечни, Дагестана, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
Что касается любви, то ее в количественно-словесном выражении оказалось больше всего в Карелии и Забайкалье, а также в Амурской, Тамбовской и Оренбургской областях.
Комментируя результаты исследования, популярный блогер Антон Носик предлагает не забывать о существовании собственного языка в национальных республиках, на котором общается половина интернет-пользователей в этих регионах. «Очень может быть, что русский язык в Ингушетии является просто языком ненависти. Потому что он используется ингушом для общения с НЕингушом. То есть это язык для разговора с чужаками. Получается, что люди по причине ограниченности своих ресурсов измеряли русскоговорящее меньшинство, а выводы делали о целом регионе», – считает Носик.
Завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский охарактеризовал рейтинг как «типичную новость для журналистов». По его мнению, в подобных исследованиях следует учитывать и уровень проникновения интернета в регионы. «Если в интернете мало людей, но они очень сильно кого-то ненавидят, может, это всего лишь энтузиасты?» – допускает эксперт. Засурский считает, что использованный Brand Analytics метод годится исключительно для постановки гипотез, подтверждение которых требует исследований «совершенно другого уровня».
Интернет-эксперт, гендиректор агентства «Стратег» Екатерина Аксёнова придерживается мнения, что составить объективный рейтинг, который бы оценивал реальное эмоциональное состояние интернет-пользователей, можно лишь «очень теоретически». «Чтобы проанализировать накал или степень любви и ненависти в регионах, эту задачу пришлось бы решать принципиально сложнее. Для того чтобы сделать это на материале социальных сетей, пришлось бы зарядить целый НИОКР на разработку методик, привлечь статистиков, психологов и педагогов для разработки модели, которая бы как-нибудь отражала реальную ситуацию. Вопрос только, зачем это делать?» – поделилась своим мнением эксперт.
При этом Аксёнова считает, что также теоретически настроения в соцсетях можно соотнести с реальными настроениями во всем российском обществе. Однако и здесь, по ее словам, «следует различать сигнал и шум». «Интернет – это искусственное образование, в котором кроме нас с вами, живых людей, которые пишут, что думают, есть еще много других агентов. Там проводится большое количество кампаний коммерческого и политического типов, и далеко не каждая запись, которую вы видите, написана живым человеком. В значительной степени это сделано людьми с «фабрики» ботов за деньги», – пояснила Аксёнова.
Антон Носик полагает, что провести исследование, реально отражающее эмоциональный настрой в регионах, все-таки возможно. «Использование социальных медиа в качестве барометра – это точная наука. Но если у тебя термометр нагревается солнцем, то ты измеряешь температуру корпуса термометра, а не воздуха. Это надо учитывать. Если мерить корректно, если понимать, где твоя наводка, если вы понимаете, что вы меряете, то все можно сделать абсолютно гениально», – считает эксперт.