Памфилова:  я намерена с воронежским губернатором встретиться, надо все претензии по предыдущим кампаниям снять
26 сентября 2017

Эксперты: Кремль учит регионы финансовой самостоятельности

Фото: kremlin.ru

С 1 января 2018г. начнет действовать программа реструктуризации региональных долгов, накопленных за счет бюджетных кредитов, объявил Владимир Путин. В ближайшие два года программа позволит субъектам РФ высвободить 428 млрд руб., сообщил президент. Экономисты называют решение радикальным способом вывести межбюджетные отношения из тупика и заставить регионы активнее работать на развитие новой экономики.

Владимир Путин на заседании Госсовета объявил о запуске с 1 января 2018г. программы реструктуризации региональных долгов, накопленных за счет бюджетных кредитов. Программа, по словам президента, рассчитана «как минимум на семь лет». В первые два года регионы ждут максимально льготные условия: им нужно будет выплачивать «всего по 5% долга ежегодно». «Такой график позволит субъектам Федерации только в ближайшие два года высвободить в общей сложности 428 млрд руб.», – сообщил Путин. А для субъектов РФ, которые в 2018-2019гг. «обеспечат рост региональной налоговой базы и неналоговых поступлений в свои бюджеты темпами не ниже инфляции, будет предусмотрена дополнительная льгота» в виде отсрочки платежей уже до 12 лет. «Такие регионы и в 2020г. должны будут погасить лишь пять процентов долга, а в дальнейшем их платеж составит по 10% ежегодно вплоть до 2029г., когда будут оплачены оставшиеся. Мы посчитали, что к 2029г. остаток составит всего 5%, и тогда нужно будет погасить 5%», – пояснил глава государства.

Отметим, с просьбой реструктурировать региональную задолженность от имени «всех губернаторов» к Владимиру Путину обратился губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. С аналогичной инициативой он, напомним, выступал и ранее, в октябре 2016г.

Завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов считает решение федерального центра неординарным и даже радикальным. Но мер текущего характера в сложившейся ситуации было бы недостаточно, подчеркнул экономист. Он сообщил, что необходимость реструктурировать, если не списать региональные долги, давно осознавали и эксперты, и чиновники, «поскольку очевидно, что межбюджетные отношения в этом вопросе зашли в тупик» из-за значительного количества регионов с большим госдолгом. «Когда все регионы вынуждены были брать бюджетные кредиты, а таких регионов в 2016г. было больше 70, то мы понимаем, что построение финансовой системы дало сбой», – добавил эксперт. По его словам, озвученные Путиным данные о том, что у 50 регионов объем госдолга превышает более 50% налоговых и неналоговых доходов, «должны пугать и настораживать», особенно если учесть, что в число таких регионов попали и довольно обеспеченные субъекты Федерации, такие как Татарстан, Калужская область и Красноярский край.

С реструктуризацией долга регионы «получат низкопроцентный доход, растянутый на долгие года, то есть фактически регионы получат новые ресурсы развития, поэтому сейчас важно, как будут развиваться события дальше», говорит Климанов. Он подчеркнул: «Главное, чтобы это не воспринималось как простое списание долгов тем, кто накопил их в большом объеме». «В этой связи важно, чтобы регионы, которым предписана такая реструктуризация, действительно предпринимали активные меры по наращиванию собственного налогового потенциала, его использованию, привлечению дополнительных доходов в бюджет и категорически сдерживали расходы, которые не предписываются соответствующими решениями», – сказал Климанов.

Экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, комментируя решение Кремля, обратила внимание на другое немаловажное обстоятельство – с 2019г. федеральный центр перестанет выдавать регионам бюджетные кредиты. И в этой ситуации, по словам эксперта, часть регионов, которые останутся без бюджетных кредитов, будут вынуждены «опять бежать в коммерческие банки» за более дорогими коммерческими кредитами. «И тогда уже им мало не покажется», – уверена она, тем более что теперь Минфин не придет к ним на помощь, как в 2015–2016гг., когда коммерческие кредиты субъектов РФ были реструктуризированы в бюджетные.

По словам Зубаревич, дефицитом бюджетов и закредитованностью регионы обязаны возложенным на них майским указам. «В качестве меры по смягчению проблем регионов центр выдал им эти бюджетные кредиты. Не сразу, а потихоньку и наращивая [объемы]. Сейчас он решил, что пора регионам справляться самим, у федералов денег мало. А как они выкрутятся, зависит от того, какова нагрузка региональных бюджетов бюджетными и коммерческими кредитами», – рассуждает эксперт. Тут, как заметила Зубаревич, единого прогноза для всех регионов быть не может: «Мордовия выкрутится очень плохо, потому что у нее вечный дефицит и гигантская нагрузка прежде всего бюджетными, а потом уже коммерческими кредитами. Плохо выкрутятся Костромская и Смоленская области, у которых и тех и других кредитов много. Северокавказские республики практически все, кроме Кабардино-Балкарии, нагружены именно бюджетными кредитами. Посмотрим, что получится. Потому что те, кто не умел экономить, они продолжают не уметь. В той же Мордовии и Хакасии как было очень плохо, так и осталось. Есть регионы, которые гораздо аккуратнее: Алтайский край, Владимирская область… У всех регионов по-разному», – подчеркнула экономист.

Управляющий партнер компании «НЕОКОН», экономист Денис Ракша никаких уступок регионам в анонсированной реструктуризации также не увидел – это новая попытка президента и правительства добиться развития региональной экономики и увеличения налоговой базы. По мнению эксперта, сейчас на федеральном уровне готовится новая экономическая программа, в которой регионам отведена более активная роль. И срок действия этой программы существенно превышает еще один возможный президентский срок Владимира Путина. «Чтобы регионы могли эту программу выполнять и чтобы у них были какие-то стимулы ее выполнять, им придумали вот такую завлекалочку. Самой политики тут минимум. Все эти забредальные идеи о том, что Кремль и лично президент будут «обязаны» губернаторам за итоги выборов – это все из пальца высосано. Околополитический этот момент не из-за грядущих президентских выборов, а потому, что из-за геополитической ситуации в целом и из-за санкций в частности мы собираемся выстраивать новую экономику, очень сильно ориентированную на внутренние инвестиции и внутренний же спрос. Одной из первоочередных задач строительства такой экономики будет повышение экономической связности территории страны и – шире – соседних экономических регионов. Отсюда такое внимание сейчас уделяется транспорту и дорогам. И регионы должны в этом поучаствовать. Дополнительных денег им никто не даст, а вот направить за их же счет на эти цели «временно свободные средства» вполне возможно», – поделился Ракша своим мнением с «Клубом Регионов».

Версия для печати
Главное
Эксперты: передел власти в Нижегородской области не завершен
21 февраля депутаты думы Нижнего Новгорода выберут нового спикера, которым, скорее всего, станет выдвинутый ЕР Дмитрий Барыкин. Ранее городские депутаты почти единогласно выбрали Владимира Панова, ставленника врио губернатора Глеба Никитина, новым мэром города. Муниципальная реформа сопровождалась отстранением от власти ключевых игроков и перестройкой внутри местного отделения ЕР. «Передел власти до конца не завершен. Единственное, что завершилось, – это установление Никитиным контроля над политическим процессом», – считает политолог Александр Прудник. «Мы выстраиваем новую вертикаль», – заявил депутат областного заксобрания от ЕР Валерий Осокин. Но даже внутри партии власти есть фронда – противники ареста зампреда парламента Олега Сорокина, отметил политолог Александр Златов.