28 октября 2016

Экономист: с экономической и воспитательной точек зрения Минфин не простит регионам долги

Полностью реструктуризировать долг регионов перед федеральным бюджетом, равный 2,3 трлн руб., предложил, выступая перед Совфедом, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. Эксперты уверены, что Минфин никогда не пойдет на такой шаг ни с экономической (денег нет), ни с воспитательной («чтобы регионы не дурили в будущем») точек зрения.

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, выступая перед Советом Федерации в рамках «Часа субъекта РФ», предложил облегчить регионам долговую нагрузку перед федеральным бюджетом. По данным губернатора, общий долг регионов составляет 2,3 трлн руб. и никаких позитивных сдвигов, которые позволили бы его сократить, нет.

«Долговая нагрузка приводит к тому, что большинство субъектов отказывается от бюджетов развития, способствуя тем самым стагнации экономики. В связи с этим прошу Совет Федерации поддержать обращение о реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом с отсрочкой уплаты, начиная с 2025г. И сделать это для всех регионов, а не только для низкообеспеченных и имеющих большой объем госдолга», – выступил с инициативой Гордеев.

«Сделать это сейчас нереально», – оценил перспективу инициативы губернатора директор Института стратегического анализа Игорь Николаев. «Сейчас и социальные обязательства не выполняются, самым ярким примером чего является то, как у нас недоиндексировали пенсии, а потом придумали эту компенсацию в 5 тыс. руб. Это говорит о том, что у федерального центра заботы другие и не пойдет он на реструктуризацию. В общем, денег нет, как было сказано. А когда цена вопроса – триллионы рублей, то сложно представить, что федеральный центр так легко сможет расстаться с этими триллионами», – пояснил он свою точку зрения. Однако он не исключил, что в будущем, в надежде на то, что экономика подрастет, возможны послабления самым нуждающимся субъектам РФ.

Реструктуризация региональных долгов доставит федеральному бюджету «очень большие проблемы, учитывая его высокий дефицит, который составляет что-то около 3%», говорит заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Евгений Плисецкий. При этом он добавил, что в сложившейся макроэкономической ситуации регионам стало еще сложнее расплатиться с долгами. А для ряда субъектов последствия могут быть и вовсе плачевными: «Для регионов, которые имеют очень большой долг, таких, например, как Калужская область, для них могут возникнуть дополнительные проблемы с получением какой-либо поддержки со стороны федералов», – отметил эксперт. Здесь стоит напомнить, что ранее стало известно, что такой поддержки на 2017г. уже лишилась Кировская область.

По словам экономиста, управляющего партнера компании экспертного консультирования «Неокон» Дениса Ракши, в Минфине и так понимают, что немедленно взыскать долги с регионов не смогут, но и прощать их не станут хотя бы «даже из чисто воспитательных соображений, чтобы регионы не дурили в будущем». Эксперт также уверен, что после того, как в 2015–2016гг. очень много коммерческих долгов, которые регионы понаделали, были реструктуризированы в государственные долги, Минфин регионам ничего прощать не собирается. «Кроме того, в федеральном бюджете и так денег не хватает, Минфин скребет по сусекам, закручивает гайки и ужесточает налоговое администрирование, и в этой ситуации просто никто не поймет, что всех остальных он прижимает, а регионам вдруг прощает», – добавил экономист.

С другой стороны, Ракша обратил внимание, что и сейчас регионы не гасят сами кредиты, а занимаются в основном их обслуживанием. «Да, из региональных бюджетов они вынимают на это очень большие деньги. Но если завтра вдруг случится чудо и эти деньги останутся в бюджетах, то, скорее всего, регионалы потратят их не на развитие, а на те же самые зарплаты врачам и учителям, чего от них требуют в первую очередь, а развитие стоит 25-м номером в списке, по которому они отчитываются», – убежден собеседник «Клуба Регионов».

Версия для печати