Выход губернаторов из Единой России: миф или реальность
На волне слухов о том, что глава Чувашии Михаил Игнатьев якобы намерен сменить знамя «Единой России» на желтый флаг справороссов, «Клуб Регионов» обсудил с экспертами вероятность такого шага и его последствия не только для чувашского главы, но и для его коллег из других субъектов.
В одном из чувашских СМИ появилась информация о том, что глава Чувашии, член регионального совета «Единой России» Михаил Игнатьев якобы готовится «сменить флаги»: поменять партию власти на «Справедливую Россию». В то время как одни расценивают информацию как нечто вполне реальное, другие воспринимают ее подобно известию о существовании инопланетян или снежного человека. «Клуб Регионов» обратился к экспертам с вопросом: «Возможно ли в современной России, чтобы губернатор покинул «Единую Россию», но при этом остался действующей фигурой на политической арене?»
Выход из партии власти – политическое самоубийство
По мнению политтехнолога, руководителя Демократической партии России (ДПР) Андрея Богданова, партию власти может покинуть лишь губернатор-«самоубийца». «Если он «доживет» до выборов и его не посадят и не заведут дело, а «накопать» на любого из исполнительной власти можно очень много, то вероятность выиграть выборы у него будет достаточно большой. Но я думаю, что губернатор тогда просто не «доживет» до выборов. Это можно отнести к абсолютно любому губернатору», - уверен Богданов.
Аналогичной точки зрения придерживается политобозреватель, директор информационно-аналитического агентства «Провинция» из Нижнего Новгорода Валентина Бузмакова: «Это настолько нереально, что даже не обсуждается. И если даже Никита Белых говорит о том, что он готов идти кандидатом от «Единой России», о чем тогда говорить? В России на сегодняшний день такое невозможно».
Бузмакова, однако, уточнила, что у губернаторов-единороссов есть один вариант, чтобы выйти из состава ЕР, «и то, только по разрешению Москвы». Такое возможно только в том случае, «если в Госдуму или на региональные и местные выборы пойдет Народный фронт.
Политолог из Чувашии Олег Широков считает, что вряд ли настанет момент, когда губернаторы, в том числе и Михаил Игнатьев, покинут ЕР, и причина не только в негативной реакции со стороны партии власти, избиратель, по мнению политолога, этого тоже не поймет. «Обычно к таким вещам [переходу в другую партию] население относится очень отрицательно и сомнительно. Никогда на это никто не пойдет. Это не принято, это плохой тон с точки зрения политика», - пояснил Широков.
Покинуть «Единую Россию» можно, но не всем
Ситуация, когда губернаторы начнут покидать ЕР, вполне возможна, уверен политтехнолог Дмитрий Фетисов. Он связывает это с тем, что даже в высшем эшелоне партии власти понимают, что ее рейтинг падает, а Общероссийский народный фронт так и не смог стать полноценной заменой. «Я не думаю даже, что такой демарш со стороны чувашского руководителя вызовет какую-то негативную реакцию со стороны администрации президента. Наоборот, это может быть даже подано Кремлем как присутствие в политической системе нескольких партий», - размышляет эксперт.
Однако Фетисов подчеркнул, что в данной ситуации лояльность Кремля будет напрямую зависеть от популярности регионального главы: «Если губернатор непопулярный, как тот же Сергей Боженов в Волгоградской области, та же ЕР с радостью от него окрестилась бы, вздумай он поменять партию. Или вот в том же Южном федеральном округе астраханский губернатор Александр Жилкин. Он популярный губернатор, известный на федеральном уровне, думаю, его уход ударил бы по позициям ЕР и, скорее всего, там были бы какие-то последствия», - сказал Фетисов.
Слухи о выходе из ЕдРа – информатака для Кремля
Своими размышлениями о возможности выхода Игнатьева из ЕР поделился с «Клубом Регионов» глава Российской ассоциации политических консультантов Алексей Швайгерт: «Я склонен все-таки расценивать информацию о возможном переходе Игнатьева из ЕР в «Справедливую Россию» как информационный вброс, сплетню. В современной политической действительности такая откровенная смена «ориентации» среди глав регионов невозможна – принадлежность к партии власти обязывает. Конечно, в России есть несколько губернаторов, которые формально связаны с иными партиями, но эти редкие исключения, скорее, подтверждают правило».
По словам Швайгерта, источником слуха о переходе Игнатьева в «Справедливую Россию» могла стать недавняя встреча чувашского главы с эсером, депутатом Госдумы Анатолием Аксаковым, который, считает эксперт, до сих пор «имеет политические амбиции возглавить Чувашию». «Ясно и то, что проявление любой политической дипломатии, игры со стороны Игнатьева рассматривается оппонентами (а «вечный» конфликт интересов [экс-президента Чувашии] Николая Федорова и Михаила Игнатьева – «Учителя» и «ученика» - стал уже общим местом в информационной повестке республики) однозначно как еще один повод «унасекомить» неудобного руководителя. Думаю, это чистая политтехнология, рассчитанная на ограниченное число получателей в Кремле: вот, мол, смотрите, а Игнатьев теперь еще и потенциальный политический перебежчик», - рассуждает политконсультант.
«Резюмируя сказанное: в смену партийной принадлежности главы региона поверить в действительности трудно, а вот добавить еще одну негативную черту в системно атакуемый имидж Игнатьева вполне реально», - заключил Швайгерт.