Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
12 марта 2014

ФМС научит мигрантов любить русский язык

Фото: ridus.ru

В России в скором времени могут появиться центры, которые будут заниматься адаптацией и интеграцией трудовых мигрантов. Соответствующий законопроект разработан специалистами ФМС. «Клуб Регионов» спросил у экспертов, насколько эффективным окажется новый закон.

ФМС разработала законопроект «О социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории РФ». Новый закон предполагает создание во всех регионах страны специальных адаптационных и интеграционных центров, которые будут заниматься обучением мигрантов русскому языку, изучением истории России и основ правовой грамотности. Ответственность за создание и работу центров авторы законопроекта возлагают на региональные власти и органы местного самоуправления.

Помимо прочего, данный законопроект предполагает «проведение информационных кампаний, направленных на формирование позитивного образа мигранта и укрепление межнационального согласия в обществе».

Удастся ли такими методами решить проблему межнациональной напряженности? «Клуб Регионов» обсудил новый законопроект с экспертами.

Факторы напряженности

Размышляя о причинах появления межнациональной напряженности в российском обществе, старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмед Ярлыкапов отметил, что зачастую межнациональные конфликты провоцируются экономическими интересами, которые могут быть связаны как с доступом к каким-то ресурсам, так и с бизнесом: «Этнический компонент в конфликте актуализируется уже в процессе самого конфликта. То есть на самом деле нужно мирить не этносы, а решать конкретные проблемы: экономические, земельные и т.д.».

Иной позиции придерживается ведущий научный сотрудник Института демографии ВШЭ Жанна Зайончковская, которая уверена, что чаще всего межэтнические проблемы возникают из-за неправильного подхода к регулированию миграционных процессов: «Еще совсем недавно сохранялась ситуация, при которой многие наши жилищные компании нанимали к себе на работу в два раза больше мигрантов, чем им нужно, потому что зарплата некоторых наших работодателей была от этого больше. В результате москвичи видели, что такому скопищу людей просто нечего во дворах делать. И выливалось это в отношение к мигрантам, а не к тем работодателям, которых никто не знал и не видел. Можно привести и другие примеры легко регулируемых вещей, которые из-за безалаберного подхода становятся очень большими раздражителями для людей».

В свою очередь, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра европейских и американских исследований Института этнологии и антропологии РАН Александр Кожановский видит корень проблемы в политизации этничности: «Самое главное то, что идея этой этнической принадлежности у нас еще с советских времен политизирована. В результате считается, что этничность имеет какое-то политическое измерение, что представители всех этнических групп имеют общую цель, состоящую в достижении независимости или автономии. То есть все представляется так, как будто у этнической группы есть некие политические цели, задачи, интересы, отличные от других. Вот это, на мой взгляд, крайне вредоносно, но воспроизводится, к сожалению, по инерции».

Решит ли закон проблему миграции

Говоря о том, насколько эффективным окажется данный закон, эксперты разошлись во мнениях. Так, политолог Павел Святенков считает, что, «скорее всего, эта мера окажется неэффективной». «Даже по официальной статистике, у нас в стране проживают миллионы мигрантов. И даже если в каждом из регионов будет открыт такой центр, то вряд ли он сможет обслужить все эти миллионы мигрантов. Кроме того, совершенно непонятно, захотят ли сами мигранты проходить обучение в этих центрах, поскольку они приезжают в страну для того, чтобы работать, а не учиться», - заключил эксперт.

В свою очередь, доктор политических наук, заместитель директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, экс-министр по национальной политике, эксперт по государственной национальной политике России Владимир Зорин уверен, что положительный эффект данная мера принести все-таки может.

Впрочем, решить все проблемы в одночасье ФМС вряд ли удастся, считает Зорин: «Нужно понимать, что создания таких миграционных центров и проведения информационной кампании для формирования положительного образа мигранта, для решения всех проблем все равно недостаточно. Ведь миграционные процессы – это отношения приезжающих и старожильческого населения. Помимо этого нужна еще и непосредственная работа с принимающим населением, начиная со школы». Тем не менее, политолог уверен, что эта мера будет способствовать улучшению «климата миграционных отношений».

Версия для печати