Карлин:  работа, которая проходит в каждом из нас всю жизнь, будет подпитана уникальным материалом, называемым шукшинская душа
12 марта 2014

ФМС научит мигрантов любить русский язык

Фото: ridus.ru

В России в скором времени могут появиться центры, которые будут заниматься адаптацией и интеграцией трудовых мигрантов. Соответствующий законопроект разработан специалистами ФМС. «Клуб Регионов» спросил у экспертов, насколько эффективным окажется новый закон.

ФМС разработала законопроект «О социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории РФ». Новый закон предполагает создание во всех регионах страны специальных адаптационных и интеграционных центров, которые будут заниматься обучением мигрантов русскому языку, изучением истории России и основ правовой грамотности. Ответственность за создание и работу центров авторы законопроекта возлагают на региональные власти и органы местного самоуправления.

Помимо прочего, данный законопроект предполагает «проведение информационных кампаний, направленных на формирование позитивного образа мигранта и укрепление межнационального согласия в обществе».

Удастся ли такими методами решить проблему межнациональной напряженности? «Клуб Регионов» обсудил новый законопроект с экспертами.

Факторы напряженности

Размышляя о причинах появления межнациональной напряженности в российском обществе, старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмед Ярлыкапов отметил, что зачастую межнациональные конфликты провоцируются экономическими интересами, которые могут быть связаны как с доступом к каким-то ресурсам, так и с бизнесом: «Этнический компонент в конфликте актуализируется уже в процессе самого конфликта. То есть на самом деле нужно мирить не этносы, а решать конкретные проблемы: экономические, земельные и т.д.».

Иной позиции придерживается ведущий научный сотрудник Института демографии ВШЭ Жанна Зайончковская, которая уверена, что чаще всего межэтнические проблемы возникают из-за неправильного подхода к регулированию миграционных процессов: «Еще совсем недавно сохранялась ситуация, при которой многие наши жилищные компании нанимали к себе на работу в два раза больше мигрантов, чем им нужно, потому что зарплата некоторых наших работодателей была от этого больше. В результате москвичи видели, что такому скопищу людей просто нечего во дворах делать. И выливалось это в отношение к мигрантам, а не к тем работодателям, которых никто не знал и не видел. Можно привести и другие примеры легко регулируемых вещей, которые из-за безалаберного подхода становятся очень большими раздражителями для людей».

В свою очередь, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра европейских и американских исследований Института этнологии и антропологии РАН Александр Кожановский видит корень проблемы в политизации этничности: «Самое главное то, что идея этой этнической принадлежности у нас еще с советских времен политизирована. В результате считается, что этничность имеет какое-то политическое измерение, что представители всех этнических групп имеют общую цель, состоящую в достижении независимости или автономии. То есть все представляется так, как будто у этнической группы есть некие политические цели, задачи, интересы, отличные от других. Вот это, на мой взгляд, крайне вредоносно, но воспроизводится, к сожалению, по инерции».

Решит ли закон проблему миграции

Говоря о том, насколько эффективным окажется данный закон, эксперты разошлись во мнениях. Так, политолог Павел Святенков считает, что, «скорее всего, эта мера окажется неэффективной». «Даже по официальной статистике, у нас в стране проживают миллионы мигрантов. И даже если в каждом из регионов будет открыт такой центр, то вряд ли он сможет обслужить все эти миллионы мигрантов. Кроме того, совершенно непонятно, захотят ли сами мигранты проходить обучение в этих центрах, поскольку они приезжают в страну для того, чтобы работать, а не учиться», - заключил эксперт.

В свою очередь, доктор политических наук, заместитель директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, экс-министр по национальной политике, эксперт по государственной национальной политике России Владимир Зорин уверен, что положительный эффект данная мера принести все-таки может.

Впрочем, решить все проблемы в одночасье ФМС вряд ли удастся, считает Зорин: «Нужно понимать, что создания таких миграционных центров и проведения информационной кампании для формирования положительного образа мигранта, для решения всех проблем все равно недостаточно. Ведь миграционные процессы – это отношения приезжающих и старожильческого населения. Помимо этого нужна еще и непосредственная работа с принимающим населением, начиная со школы». Тем не менее, политолог уверен, что эта мера будет способствовать улучшению «климата миграционных отношений».

Версия для печати
Главное
В Севастополе решается судьба муниципального фильтра
Кандидат в губернаторы Севастополя Виктор Резанов сдал в избирком документы без подписей в свою поддержку муниципальных депутатов. Штаб Резанова объясняет это протестом против законодательной коллизии, возникшей на севастопольских выборах при прохождении кандидатами муниципального фильтра. «Это выглядит юридическим абсурдом, но отстаиваемая нами позиция основана на основополагающих принципах избирательного процесса», – заявили представители Резанова. Напомним, что кандидат в губернаторы от ЕР Дмитрий Овсянников собрал 70% подписей муниципальных депутатов, тем самым «монополизировав» предвыборный процесс. Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению электорального юриста Максима Прокофьева, является регистрация всех кандидатов, включая тех, кто вообще не представил документы на регистрацию.