6 мая 2014

Собиратель земли советской

Вернет ли Путин Советский Союз?

На фоне обострения внешнеполитического противостояния со странами Запада и «подкручивания гаек» во внутрироссийской политике все чаще звучит мнение о том, что Владимир Путин пытается воссоздать Советский Союз. На вопрос «Клуба Регионов» о том, стоит ли ожидать возвращения СССР отвечали эксперты.

Российские и зарубежные политики и эксперты в последнее время все чаще говорят, что президент России Владимир Путин намеревается воссоздать Советский Союз, и что внешняя и внутренняя политика России подтверждает это. Среди шагов, заставляющих наблюдателей задуматься о возможности воссоздания СССР, обычно пназывают возрождение советского гимна, нормы ГТО, обращение «товарищ», школьную форму и т.д.

«Клуб Регионов» предложил экспертам обсудить, насколько обоснована эта точка зрения, и возможно ли возрождение советской социально-политической системы в современных условиях.

Алексей Мухин, политолог, генеральный директор Центра политической информации

Советский союз в современных условиях восстановить невозможно. И сам Владимир Путин уже высказывался по этому поводу. Дело в том, что изменились исторические условия существования России и бывших частей советско-российской империи. Изменилось качественное состояние России, и она сейчас пребывает в состоянии развития. Но это не значит, что в конце обязательно должен получиться Советский Союз.

На самом деле мы имеем дело со страхами, фобиями Запада относительно воссоздания СССР. Именно поэтому западные политики реанимировали термин «холодная война». Но на самом деле это полнейшая глупость, так как воссоздание СССР невозможно, потому что это уже пройденный этап. «Холодная война» тоже невозможна, потому что она является продуктом противостояния идеологии, а у нас с Западом одинаковая идеология – это идеология рынка. Возможно, в этой ситуации не следует впадать в те же фобии, что и западное сообщество, ведь мы идем вперед, а возвращаться в прошлое не имеет смысла.

Глеб Кузнецов, политолог

Я считаю, что если что-то уже один раз умерло, воссозданию не подлежит. Скорее можно говорить об изобретении заново тех элементов системы, которые поколению шестидесятилетних политиков, проведших свою молодость при СССР, кажутся похожими на Советский Союз. То есть речь идет не о восстановлении настоящей советской системы. СССР был государством модернистским, то есть он был устремлен в будущее. А мы, например, видим, что государственной идеологией сегодня объявляется консерватизм. Советский Союз ни в коем случае не был консервативным государством. То, что сейчас Елена Мизулина предлагает запретить суррогатное материнство, для Советского Союза было бы уму непостижимо. Поэтому речь идет не о воссоздании СССР, а о строительстве каких-то элементов воспоминания молодости. Но разбитую чашку уже не склеишь. Да и не понятно, как будет объясняться тем людям, которые уже привыкли ездить по заграницам, почему им нужно ухудшить свой жизненный уровень на несколько порядков.

Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии

В современных условиях воссоздать СССР нельзя. Тем не менее, сами советские атрибуты уже давно начинают у нас присутствовать, начиная с восстановления гимна, звания Герой труда, красного знамени в армии, ГТО и т.д. Такая деятельность - особенно в контексте событий на Украине – конечно, наводит на определенные размышления, что у Путина есть большое желание войти в историю как собиратель земель. Восстановить СССР – это глупость, но, тем не менее, мы наблюдаем, что наблюдается тема ностальгии по СССР. Поэтому действия власти можно расценивать, как попытку эксплуатировать эти настроения. Видимо, это связано с тем, что власти собираются отказаться от модернизации, о которой теперь никто не говорит. Вместо этого говорят о том, что мы должны стать большой сильной державой, чтобы нас все уважали. Насколько этот путь даст эффект? Я в этом не уверен. В истории такие примеры уже были. Тот же Николай Второй, когда в 1914г начал войну, сначала был суперпопулярным, но потом разочарование народа стало переходить в ненависть, а итог его был печальным. Я думаю, что тот ура-патриотизм, который мы сейчас видим, может сойти на нет, когда люди поймут, что за Крым, санкции и т.д. придется платить из своего кармана.

Андрей Суздальцев, научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ

Частично, у идеи воссоздания СССР и в действиях власти есть обоснования. Огромное внимание Путин уделяет именно постсоветскому пространству, то есть тем странам, которые являются наследниками Советского Союза. Это проявляется в формировании интеграционных группировок вокруг России, в чем помимо экономических задач, проявляются еще и политические и геополитические задачи. Понятно, что Россия не может быть великой державой, не имея своей интеграционной группировки. Это как раз и считается обоснованием того, что воссоздается советская империя. Это первое.

Второе. Империю создать невозможно, не имея какой-то обобщающей идеи. Все империи имеют свою цивилизационную идею. Сейчас у России такой идеи нет. Создать империю без единой идейной основы невозможно. То есть недостаточно говорить, что будет много нефти и газа. Нужна идея особого пути, которая будет разделяться населением тех стран, которые в эту империю должны войти. Поэтому воссоздать Советский Союз сейчас - даже при всем желании кого-то – невозможно.

Третье. Сейчас ситуация переломная. Мы находимся на этапе глобального кризиса постсоветской государственности. России это тоже касается. На примере Украины, Киргизии, Грузии и других стран, мы видим, что государственные институты не работают: их копировали кто с Запада, кто с России, и они не работают. Плюс ко всему разрушаются национальные экономические модели. Пример Украины, где совпали факторы деградации государственности и распада национальной экономической модели, что привело к дестабилизации ситуации. Отсюда мы видим флаги России на востоке Украины. Это не значит, что есть критическая масса населения, которая готова воссоединиться с Россией. Это демонстрация другой модели. Допустим, как на майдане носили флаги США и Евросоюза, так и здесь демонстрируется, что есть Россия, где есть другая модель. Но никакого стягивания земель при этом не происходит. На самом деле эти изменения говорят лишь о том, что у России, наконец, возникает какой-то международный имидж, хотя бы для своих соседей. Но этот процесс не входит в русло воссоздания СССР, это совсем другая история.

Сергей Шмидт, политолог, доцент кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского госуниверситета

В том, что сейчас делает Путин, я не вижу ничего нового, хотя присоединение Крыма – это, конечно, совершенно неожиданный ход внешней политики России. Тем не менее, требование России позволить ей в той или иной степени контролировать постсоветское пространство начало проявляться еще в период второго срока Ельцина. В дальнейшем этот курс сохранялся и у раннего Путина, и у Медведева, и у позднего Путина. Само предложение России западному миру заключалось в том, что наша страна просила оставить в покое СНГ, взамен чего предлагалось невмешательство в дела Запада и стран в других частях света.

Как известно, такая внешняя политика не находила понимания со стороны так называемых западных партнеров. Согласия по этому поводу не возникало, потому что предполагалась, что Россия становясь в СНГ экономическим лидером, влияет на политическую жизнь в этих странах, тем или иным способом участвует в избирательных кампаниях, и даже если где-то и организуются «оранжевые революции», то делать это должна Москва, а не Вашингтон или Брюссель. Поэтому линия на то, что Россия хотела бы быть региональной сверхдержавой, которая доминировала бы на постсоветском пространстве, уже давно существует.

Я считаю, что стратегической цели восстановить Советский Союз - нет. Цели такого формального присоединения территорий или государств к России не ставилось, поэтому я вполне могу поверить в слова российских властей о том, что Крым это особый случай, то есть такого не повторится на юго-востоке Украины, в северном Казахстане или в Приднестровье.

Что касается современных внутриполитических изменений, которые трактуются как некая неосоветизация, то это, как мне кажется, связано с желанием Путина примирить элементы советского прошлого с теми результатами, которые были получены в процессе демократических преобразований. Надо сказать, что такое «закручивание гаек» - это конечно малоприятно. Но я всегда говорю, что положительной стороной здесь является примирение с собственной историей. Ведь одной из главных психотравм нашего общества является то, что мы всегда воюем с собственной историей: в советский период это была борьба с дореволюционным прошлым, в девяностые мы воевали со всем советским, потом в двухтысячные воевали с девяностыми. А сейчас происходит примирение. И вот даже когда умер Ельцин, он был похоронен со всеми почестями, а не как преступник, который развалил СССР. И это правильно. А что касается гаек, то это обычная российская история: сейчас закрутят, потом раскрутят, вот и все.

Версия для печати
Главное