18 апреля 2024

Политолог Максимов: центр поддерживает распространение ДЭГ, но не навязывает его регионам

Распространение дистанционного электронного голосования в регионах зависит от их технических возможностей, а не от политических причин или воли федерального центра, хотя он ДЭГ и поддерживает, сказал «Клубу Регионов» политолог Андрей Максимов. Как сообщила председатель ЦИК Элла Памфилова, уже 23 региона подали заявки на проведение ДЭГ в ЕДГ-2024, в 18 из них это может быть первый опыт.

– Почему регионы так сильно хотят видеть ДЭГ у себя, нет ли здесь влияния федерального центра?

– Естественно, ДЭГ поддерживается сверху, приветствуется. Федеральная версия ДЭГ прошла обкатку на выборах в Госдуму, причем, достаточно большое количество голосов в результате электронного голосования получили оппозиционные кандидаты, что в какой-то степени легитимизовало данную процедуру. Например, в Ярославской области, где проводилось ДЭГ, в двух одномандатных округах в Думу прошли представители «Справедливой», а не «Единой России». Но эксперты ДЭГ по-прежнему не доверяют, поскольку хотят контролировать сам процесс и быть уверенными в том, что никто нигде ни на каком этапе ничего не накручивает. Но поэтому применение ДЭГ не форсируют, в некоторых регионах в прошлом избирательном цикле и на выборах президента в этом году дистанционно голосовали, может быть, 10-15% избирателей.

– Зависит ли распределение ДЭГ по регионам от рейтингов местной власти, активности оппозиции, результатов предыдущих кампаний?

– Нет. В первую очередь это связано с техническими возможностями. Чем лучше развитие интернета, вообще цифрового пространства, тем больше шансов, что в регионе будут применять ДЭГ. Там, где нет интернета и компьютеров, там ДЭГ просто невозможен.

– Исходя из этого диковато выглядит заявка на проведение ДЭГ из Республики Алтай, где даже мобильная связь есть не везде.

– С одной стороны да, с другой стороны, в Горно-Алтайске же есть интернет? Там какое-то количество людей может проголосовать дистанционно. Так проголосуют те, кто может и хочет это сделать.

– У столицы, где в этом году пройдут выборы в Мосгордуму, своя отдельная площадка для ДЭГа. Почему Москва до сих пор голосует обособленно на «Мос.ру» и ее не встроили в систему, которую запустил ЦИК?

– В Москве можно голосовать и через «Мос.ру», и через Госуслуги. Но я полагаю, что пока обе площадки тестируют и в какой-то степени они работают в режиме конкуренции. И там, и там разные цифровые системные решения, разные носители, и на федеральном уровне затем будут решать, какую из систем сохранить.

ДЭГ вообще пытаются вводить по всему миру, не мы одни такие умные. В Эстонии, например, 70% голосуют через ДЭГ. В Германии ДЭГ не прижился – его запретил суд. А в Штатах и Австралии от ДЭГ отказались после того, как оно было скомпрометировано – его взломали. Наша система пока держится, несмотря на то, что на президентских выборах ее пытались атаковать все хакеры Запада, но никто не смог предоставить доказательства взлома ни федеральной, ни московской системы ДЭГ.

Версия для печати
Главное