10 июня 2024

Политолог Салин: любой вменяемый губернатор понимает, что на выборах он должен получить меньше президента

Выдвижение подавляющего числа губернаторов в ЕДГ-2024 от «Единой России» - это почти полностью желание федерального центра, который таким образом демонстрирует сплочение вокруг флага, сказал в интервью «Клубу Регионов» политолог Павел Салин. Другая обязательная установка – достижение определенных показателей по явке и уровню поддержки. Конкретные ЦУ в регионы спустят не раньше августа, но совершенно точно губернаторы должны будут набрать меньше, чем Владимир Путин в марте, сказал эксперт.
 

– Каких оптимальных показателей на выборах Кремль будет требовать от губернаторов в ЕДГ-2024?

– Установки по процентам и явке были, есть и будут хотя бы по той причине, что на местах должны понимать, что за ними осуществляется контроль, в том числе и за их политико-электоральной деятельностью. Это в логике российской политической системы, которая предполагает подчиненное положение региональных элит по отношению к федеральному центру. А если не будет установок, то на местах могут подумать, что у них больше автономии. Это касается общей рамки, а что касается конкретики, то федеральный центр всегда мониторит общую ситуацию и конкретную в каждом регионе, поэтому конкретные KPI появляются ближе к дате голосования. За три месяца до выборов об этом говорить рано, окончательно с показателями определятся в августе, поскольку мало ли, вдруг что-то изменится, чтобы не пришлось менять KPI по ходу пьесы.

– Но эти спускаемые цифры явно будут меньше, чем на президентских выборах?

– Есть правила хорошего тона, любой вменяемый региональный чиновников по умолчанию понимает, что его рейтинг должен быть ниже, чем у представителей федерального центра. В свое время хвастовство тем, что у него рейтинг выше, чем у президента, стоило одному губернатору не только поста, но и свободы. То есть, это стало триггером для его ареста, но были и более весомые причины. Вопрос только в том, на 5 или на 25% уровень поддержки губернатора должен быть ниже, чему у президента. Ответ на него появится ближе к дате голосования.

– С какими вызовами на выборах губернаторы столкнутся в этом году? Как в целом выглядит ситуация: как настроены избиратели, местные элиты?

– Во-первых, фронда в регионах есть, но она ждет момента, когда можно выступить. А момент пока не подходящий. Там, где фронда могла позволить себе выступить, она это сделала, но таких регионов очень мало. Так было, например, в Хакасии, где фронде удалось переиграть федеральный центр с его кандидатом Соколом. Но это исключение из правил. Поэтому, если ничего особенного не произойдет, то фронда будет держать свое мнение пока при себе. Что касается социальной напряженности, то где-то она больше, где-то меньше, но потому и KPI для губернаторов будут разные. Что же касается принципиального вопроса победы основного кандидата, то после того, как введено электронное многодневное голосование, повторение ситуации 2018 года невозможно в принципе. С тех пор степень контроля власти над электоральным процессом и итогами голосования выросла на порядок.

– 20 из 21 губернатора идут на выборы от ЕР, даже упорный Филимонов из Вологодской области теперь единоросс и выдвигается от партии. Это чье желание?

– В 90% случаев это желание федерального центра, чтобы еще раз показать, что вокруг флага и символических атрибутов власти, в том числе «Единой России», объединяются абсолютно все, что никакое даже минимально персональное ведение кампании с формальной точки зрения невозможно. И только в 10% случаев, когда губернатор чувствует себя слабым и он хотел бы рассчитывать на административный ресурс местного отделения ЕР, это совместное желание губернатора и федерального центра. В подавляющем большинстве случаев губернаторы, особенно те, которые идут не на первый срок и уже обросли своим собственным административным ресурсом, предпочли бы идти самовыдвиженцами. Но против этого желания есть железная воля федерального центра.
 

Версия для печати
Главное