Карлин:  работа, которая проходит в каждом из нас всю жизнь, будет подпитана уникальным материалом, называемым шукшинская душа
24 ноября 2014

Межэтнические отношения: губернаторов проконтролирует новый орган

Фото: samddn.ru

Не нужно «прикидываться», что Минкульт может эффективно решать межнациональные вопросы, считает депутат Госдумы и член центрального штаба ОНФ Михаил Старшинов. По мнению Старшинова и других членов ОНФ, центр мониторинга межнациональных отношений должен быть создан при президенте. «Должен быть авторитет президента и то влияние, которое в состоянии этот центр оказывать на реально происходящие события, на действия органов исполнительной власти», – считает Старшинов. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты по-разному отнеслись к предложению «фронтовиков».

В ОНФ намерены забрать у Министерства культуры полномочия по мониторингу межнациональных конфликтов в регионах. По словам первого зампреда комитета Госдумы по делам национальностей и члена центрального штаба «Фронта» Михаила Старшинова, «уровень задач, которые стоят на этом именно направлении, направлении соблюдения интересов государства и стабильности в межнациональном и межконфессиональном поле, они практически нереализуемы в рамках министерства культуры». За создание такого центра при президенте единогласно проголосовали участники площадки «Общество и власть», организованной в рамках «Форума действий», проводимого ОНФ.

В интервью «Клубу Регионов» Старшинов уточнил: «Эта инициатива не моя». Депутат напомнил, что «такое» поручение поступило от Владимира Путина на совете при президенте по национальной политике в Уфе в 2013г., а затем – на заседании такого же совета в Москве в 2014г. Он добавил, что в «одну канву» с предыдущими заявлениями Путина ложатся также и его слова, сказанные в ходе заседания Совбеза о том, что решение вопросов экстремизма является одним из ключевых в обеспечении госбезопасности. «Эта тема актуальная, важная, и со своей стороны «Народный фронт» будет последовательно добиваться того, чтобы эти поручения президента были воплощены на практике», – заявил Старшинов.

Что же касается роли Минкульта в решении этих вопросов, то «это, прямо скажем, не их компетенция», уверен депутат. Он пояснил свою точку зрения: «Да, сейчас департамент по межнациональным отношениям передали в Министерство культуры. Но что тут прикидываться, что он эффективно работает. Конечно, нет. Но так мы никуда не сдвинемся. Конечно, здесь должен быть авторитет президента и то влияние, которое в состоянии этот центр оказывать на реально происходящие события, на действия органов исполнительной власти, формирование политики в образовательной, культурной, многих других сферах, взаимодействие со всем правоохранительным блоком. Это очень серьезная работа, так что здесь только формат главы государства может позволить эффективно решать такие задачи».

Говоря о возможном влиянии нового органа на исполнительную власть, нельзя не вспомнить, что уже почти год ответственность за состояние межнациональных отношений в регионах закреплена законодательно за главами российских регионов. За сохранение и развитие этнокультурного многообразия и порядка в части межэтнических отношений губернаторы и мэры теперь отвечают своим креслом. Как они справляются с поставленной задачей – это станет в том числе предметом внимания нового контролирующего органа.

Кандидат политических наук научный руководитель Центра изучения национальных конфликтов (ЦИНК) Иван Жуков разделяет мнение Старшинова о том, что уровня Минкульта сегодня недостаточно для регулирования межнациональных отношений. По его мнению, «больше возможностей для тщательного контроля» имеет именно ОНФ, изначально создававшийся как децентрализованная структура. К тому же «Народный фронт» «пока демонстрирует хорошие возможности «распределенного контроля», т. е. привлечения региональных экспертов», а «актуальность проблемы, ее постоянное присутствие в «повестке дня» намекает на то, что управление данными процессами должно осуществляться на высшем уровне», заметил эксперт. «Полагаю, что тезис ОНФ о необходимости координирующей структуры для осуществления нацполитики правилен, а статус Минкульта не позволит координировать работу ФМС, МВД и прочих подобных ведомств», – резюмировал Жуков.

Директор Центра популяризации культур народов мира «Проект Этнология» Олег Атмашкин не видит принципиальной разницы в том, кто будет курировать вопросы межнациональных отношений: Минкульт или ОНФ. «По правде говоря, мне ни первые [Минкульт], ни вторые [ОНФ] не внушают особого доверия. В последние годы моего наблюдения за национальной политикой и ее реализацией можно сделать вывод, что результаты со стороны ответственных органов не столь позитивны. Скорее, это больше видимость. Короче говоря, могло быть и больше», – заявил эксперт.

В то же время Атмашкин обратил особое внимание на то, что эффективность работы центра мониторинга межнациональных конфликтов будет скорее определять не его принадлежность к той или иной структуре, а привлеченный состав специалистов. Эксперт уверен: «Здесь должно быть расширенное привлечение различных ученых». Старшинов между тем рассказал «Клубу Регионов», что речь о кадровом составе новой структуры пока не идет. «Сначала должно быть принято решение о создании этого органа, а потом уже решаться вопрос о том, кто там будет работать. Конечно, не только у меня, а в первую очередь у тех людей, которые имеют непосредственное отношение к этим вопросам, такое понимание есть, но кадровая политика – это вопрос не сегодняшнего дня», – сказал депутат.

Версия для печати
В Севастополе решается судьба муниципального фильтра
Кандидат в губернаторы Севастополя Виктор Резанов сдал в избирком документы без подписей в свою поддержку муниципальных депутатов. Штаб Резанова объясняет это протестом против законодательной коллизии, возникшей на севастопольских выборах при прохождении кандидатами муниципального фильтра. «Это выглядит юридическим абсурдом, но отстаиваемая нами позиция основана на основополагающих принципах избирательного процесса», – заявили представители Резанова. Напомним, что кандидат в губернаторы от ЕР Дмитрий Овсянников собрал 70% подписей муниципальных депутатов, тем самым «монополизировав» предвыборный процесс. Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению электорального юриста Максима Прокофьева, является регистрация всех кандидатов, включая тех, кто вообще не представил документы на регистрацию.