прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
16 февраля 2015

Деньги на единство нации утекли из НКО в регионы

Фото: imenno.ru

Правительство намерено прекратить финансирование некоммерческих организаций, работающих по госпрограмме «Укрепление единства российской нации». Оценивая инициативу кабмина, политолог Гейдар Джемаль заметил, что на эффективность реализации ФЦП это не повлияет: НКО занимались преимущественно «распилами» бюджета, но реально не работали. Депутат ГД Михаил Старшинов подтвердил, что «есть огромное количество НКО, которые вообще никакой роли не играют», уточнив, что другие общественники «определенную работу проводят». Научный руководитель Центра изучения нацконфликтов Иван Жуков полагает, что «перекрывать кран» полностью не совсем верно – правильней было бы ужесточить требования к работе НКО.

Средства на федеральную целевую программу (ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов РФ на 2014-2020гг.» будут серьезно оптимизированы. О проекте постановления правительства, предусматривающего сокращение средств на реализацию ФЦП с 8,2 млрд руб. до 7,7 млрд руб., «Коммерсанту» рассказал замглавы министерства культуры Александр Журавский. Напомним, ведомство курирует межнациональные отношения после расформирования Минрегиона осенью 2014г.

Что касается анонсированного еще в конце 2013г. создания всероссийской системы мониторинга межнациональных отношений, то средства на нее сокращать не будут, подчеркнул Журавский. Они останутся на уровне 22-23 млрд руб.

Секвестру подвергнутся расходы на работу некоммерческих организаций, заявляющих в качестве своей цели содействие реализации стратегии государственной нацполитики. С другой стороны, планируется с 5,9 млрд руб. до 6,3 млрд руб. увеличить объем средств, выделяемых в рамках ФЦП регионам. При этом траты самих субъектов могут быть снижены на 711 млн руб. за счет того, что государство возьмет на себя до 95% расходов на проведение региональных мероприятий.

Между тем, согласно поручению Владимира Путина, Федеральный мониторинговый центр должен был появиться до конца 2014г., но не создан до сих пор. По словам источников в администрации президента, задержка связана с борьбой ведомств, в том числе силовых, за руководство центром.

Научный руководитель Центра изучения национальных конфликтов, доцент кафедры политологии ОмГУ Иван Жуков назвал решение о прекращении финансирования НКО «не совсем правильным»: «В условиях дефицита [бюджетных средств] можно было бы уменьшить размер поддержки и, например, ужесточить требования, но не «перекрывать кран» полностью». При этом Жуков заметил, что разработка механизмов мониторинга, как и сам мониторинг, и так регулярно встречаются в конкурсах государственных научных фондов. «Так, недавний конкурс предусматривал выделение в течение трех лет от 4 до 6 млн руб. ежегодно. И это без учета региональных конкурсов. Так что можно было бы полнее использовать данное направление», – сказал эксперт.

Политолог, председатель Исламского комитета РФ Гейдар Джемаль поделился с «Клубом Регионов» мнением, что решение забрать средства у НКО никак не повлияет на эффективность реализации ФЦП. «В России все, что является поводом для деятельности, озаглавленной как мониторинг, контроль, курирование, содействие, – все это не более чем эвфемизмы, прикрывающие распил бюджета. С точки зрения эффективности это вообще бессмысленный разговор», – считает он.

Джемаль связал действия правительства с ухудшением общей финансовой ситуации. Он пояснил: «Происходит перегруппировка средств, и то, что раньше попадало в карманы определенных кругов через НКО, признано сегодня слишком «левыми» затратами. Короче говоря, распил должен осуществляться не внизу, не в середине, а на самом верху».

Депутат Госдумы, первый зампред комитета по делам национальностей Михаил Старшинов намерения правительства относительно НКО до публикации соответствующего документа комментировать не стал. Тем не менее, он отметил, что подобные организации действуют с разной степенью эффективности реализации ФЦП. «Есть огромное количество НКО, которые вообще никакой роли не играют. А есть какие-то диаспоры, ассоциации, которые занимаются мигрантами, например. Они определенную работу проводят. Так что здесь все очень индивидуально», – сказал Старшинов.

Версия для печати
Главное