Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
20 июня 2008

Олег Сафонов:

За регионом – будущее!

Интеграция территории в экономику страны начинается с создания рабочих мест и развития инфраструктуры.

Мощный металлургический комбинат на базе региональных экономик нескольких субъектов ДФО планируется построить на территории округа. Об этом и других изменениях в экономической и социальной сферах Дальнего Востока размышляет полномочный представитель Президента в ДФО Олег Сафонов.

– Олег Александрович, Вы побывали не в одном федеральном округе. Чем Дальневосточный отличается от других?

– Дальний Восток – это огромные пространства от Ледовитого океана до Японского моря, от Сибири до Камчатского –Чукотского побережья. Здешние контрасты не имеют аналогов в мире: вечная мерзлота и черноземная пашня, крупные мегаполисы и безлюдные местности, вулканы и тундра, тысячи рек и озер, а берега омывают шесть морей и Тихий океан. В недрах Дальнего Востока почти вся таблица Менделеева и, в тоже время, крайне неразвитая инфраструктура, низкий уровень жизни людей. Похоже, что говорю прописные истины, но когда сравниваешь цифры, а цифры, это, как и факты, вещь упрямая, становится грустно и обидно. Южный федеральный округ газифицирован на 97 процентов, а ДФО – на четыре с половиной. До сих пор нет автомобильной дороги между Москвой и Владивостоком, а ведь еще Сергей Витте говорил, что если построить эту трассу мы поднимем весь Дальний Восток. Отрадно то, что федеральный центр уже определил Дальний Восток приоритетным направлением своей работы. Принята Федеральная целевая программа по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, выделяются значительные средства – почти 600 млрд рублей. В первую очередь внимание уделяется экономике, созданию рабочих мест, развитию инфраструктуры.

– Какие вопросы экономического развития округа требуют постоянного внимания полпредства? И почему?

– Следует отметить существенные диспропорции в промышленном развитии региона. На многих дальневосточных территориях, особенно прибрежных, экономика развивается в условиях доминирования одной или нескольких отраслей. Например, обрабатывающая промышленность фактически развита только в двух регионах – Приморском и Хабаровском краях, занимая в общем объеме данного показателя по ДФО 27,49% и 40,47% соответственно. Доли остальных областей и краев не превышают 10%. Напротив, добывающие отрасли доминируют в Сахалинской области – 53,87% и в Республике Саха (Якутии) – 31,67%. Отчасти это оправдано геоэкономическими характеристиками территорий. Однако, объемы инвестиционных ресурсов, привлеченных в последние годы, например, в Сахалинскую область, пока не имеют существенной отдачи в сегменте обрабатывающих производств.

Нас также настораживает высокая степень интеграции приграничных территорий в иностранную экономику. Это, в первую очередь, касается Амурской и Еврейской автономных областей, Приморского и Хабаровского краев. Мы видим, что торговый оборот с КНР постоянно растет, что, безусловно, хорошо, но его структура все больше приобретает сырьевой уклон. Когда весь мир торгует товарами переработок, мы, к сожалению, вывозим сырье: углеводороды, нефть, древесину, биоресурсы. Это не может не настораживать. И мы будем постоянно учитывать, прорабатывать системные меры, для того, чтобы баланс не был нарушен.

В целом, в сфере экономики у нас три столпа – налоговая, инвестиционная, тарифная политика. И здесь региональным законодателям нужно серьезно работать. А губернаторы всегда будут искать свои приоритеты в экономике, хотя нельзя зацикливаться только на каком-то одном, как, например, на Камчатке на рыбе. Нужно параллельно развивать туризм, разрабатывать континентальный шельф, строить железные и автомобильные дороги.

Мы, конечно, понимаем, почему во главу угла ставится рыба – потому что это сверхприбыль, сверхдоход. Однако, если с одной тонны рыбы семейства лососевых должно идти в бюджет около 8 тысяч долларов, а сегодня поступает одна тысяча долларов, давайте спросим тогда, где эта разница. А недополученная сумма складывается в миллиарды долларов, которые уходят, к примеру, в те же корейские и японские порты, где деревушки становятся городами из стекла и бетона.

Мы сейчас будем выстраивать работу, чтобы деятельность региональных властей четко координировалась с федеральным центром, необходимо уйти от фрагментарности развития субъектов. Вместе с профильными ведомствами во 2-ом – 3-ем квартале проведем совместное рабочее совещание, где обсудим все проблемы совершенствования таможенной и экономической политики в приграничной зоне.

– А что еще даст толчок экономическому росту региона?

– Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) – на конце нефтяной трубы будет НПЗ в Приморье. Плюс газификация, загрузка Транссиба и БАМ-а, развитие наших портов и аэропортов, и, безусловно, проведение саммита АТЭС в 2012 году во Владивостоке.

И та инфраструктура, которая останется после саммита, куда вложены будут бюджетные деньги, естественно, должна работать на город Владивосток, чьи жители должны почувствовать реальное улучшение качества жизни.

Недавно во время рабочей поездки во Владивосток встречался с жителями. Они высказывали недовольство состоянием города: грязь, дороги разбитые, власти работают недостаточно эффективно. Поэтому, от того, кто победит 18 мая на выборах мэра, будет зависеть будущее, в том числе не только Приморского края, но и ДФО в целом.

Нет сомнений, что Дальний Восток из сырьевого придатка России может превратиться в экономически развитый регион, чьи перерабатывающие мощности будут в том числе ориентированы на экспорт в страны АТР. Решение данной проблемы возможно при условии реализации государственной программы развития Дальнего Востока, комплексного решения энергетической проблемы и развития транспортной инфраструктуры, расширения экспортного потенциала на базе отраслей специализации региона.

За Дальним Востоком будущее, и мы все это понимаем. А чтобы экономика заработала в полную силу необходимо освободить ее от коррупционных «оков» и декриминализировать регион. В то же время, как говорится, тут нельзя «шашкой махать», надо все делать, соблюдая закон, хирургически выверено и четко. Работаю по принципу «Сказал – сделал, не можешь – не говори». Начало уже положено. Вот, провели в Магадане совет при полпреде,большой спектр вопросов обсудили, от военных угроз, вопросов территориальной обороны до спортивных. Например, великолепная идея – создать в Магадане центр подготовки зимних олимпийских видов спорта.

– А достаточно ли эффективно работает в округе миграционная политика?

– Мягко говоря, недостаточно. Задача закрепления и привлечения на Дальний Восток трудоспособного населения должна решаться, в первую очередь, на основе реализации крупных инвестиционных проектов и создания в регионе новых рабочих мест. За романтикой, запахом тайги сюда уже никто не поедет, молодые специалисты потянутся, если будут хорошие условия для жилья и достойная зарплата. Поэтому полагаю, что миграционная политика должна быть тесно связана с социальной и начинаться с работы с молодежью. Для этого требуется некий импульс и, как таковой, можно расценить создание государственного федерального университета на базе ДВГУ с 2009 года. Мы обратились к Президенту с такой инициативой и решение уже принято. Я думаю, что за этим – будущее. Вуз готовит кадры для всей страны, а в силу своего географического положения имеет уникальные возможности для подготовки востоковедов. Многие японцы, китайцы – выпускники ДВГУ и сегодня поддерживают самые тесные отношения с Россией и это, в хорошем смысле, экспорт наших идей за рубеж, на Восток.

– Самые «ресурсные и бюджетообразующие» отрасли региона – лесная, та же рыбная – сегодня находятся в стадии реорганизации. Однако вот результат: число сотрудников рыбнадзора уменьшено вдвое. Это сознательная политика Роскомрыболовства или просто недосмотр?

– Концепция развития рыбной отрасли принята в 2003 году, в 2004 году был принят закон, который уже нужно совершенствовать. Конечно, пока он будет дорабатываться, будут вопросы, потому что годами и десятилетиями существовали и существуют непонятные схемы распределения квот. В законе прописано о необходимой инфраструктуре: суда, заводы, холодильные системы, которые де-факто отсутствуют, а квоты, несмотря на это, кто-то получает. Суда ходят под флагом иностранных государств. Поэтому и выходит, что выловленная здесь рыба на столы дальневосточников доходит через порты Гамбурга, Санкт-Петербурга, через Москву – это просто безумие.

В постсоветский период функции Минрыбхоза были распределены между 17-ю федеральными органами исполнительной власти. Сейчас охраной биоресурсов занимаются пограничники. Это вынужденная мера, они должны границу охранять. Понятно, что так дальше продолжаться не может и сейчас Роскомрыболовство снова собирает все функции в единый кулак, и это правильно.

– Какие вопросы развития федерального округа правительство уже решило?

– Подписан указ о строительстве космодрома «Восточный» на базе бывшего космодрома «Свободный» в ЗАТО «Углегорск» Минобороны. Планируется создать его к 2015 году. Специалисты и эксперты считают эти сроки необоснованно растянутыми. Например, Китай имеет четыре космодрома, Япония – два, Корея – два. Впрочем, в Корее тоже намеревались построить космодром к 2015 году, но перенесли срок на 2009 год и уже заканчивают строительство. Поэтому на Совете безопасности 11 апреля, уже говорили о том, что сроки создания космодрома на Дальнем Востоке нас не устраивают.

– Кстати, насколько наш регион перспективен для туризма – ведь цены на авиабилеты по- прежнему высоки?

– Вот поставили канатку на горнолыжном склоне в центре Южно-Сахалинска – полгорода туда ездит кататься теперь. Из Хабаровска народ поехал, из Амурской области, Приморья, Биробиджана. Что касается цен на билеты, соответствующе поручение и Президента и Председателя Правительства дано, вопрос прорабатывается и цены, безусловно, будут снижены. И тогда туристические потоки пойдут во все регионы Дальнего Востока. Хочется, чтобы еще и на Курильские острова отдыхать ездили. Там великолепные горячие источники, императорские ванны. Мне это хорошо известно, у меня там детство прошло. Почему бы нам не поставить такие же гостиницы на термальных источниках, как в соседней Японии, и к нам поедут со всего мира. А Командоры! По красоте природы, по той же чистоте воды запасы Сибири и Дальнего Востока огромны. А по ресурсной базе, сколько не разведано еще, возможности колоссальны. Еще раз повторюсь – за Дальним Востоком – будущее.

Российская газета 13 мая 2008 г.

Версия для печати