11 декабря 2015

Олег Кожемяко:

Рыбная отрасль вышла из затяжного кризиса

Как накормить россиян дешевыми и качественными морепродуктами и какой опыт в этом плане есть у Сахалина, рассказал глава рабочей группы Госсовета РФ по развитию рыбохозяйственного комплекса, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко в интервью телеканалу «Россия 24».

– Олег Николаевич, давайте в целом проговорим, какие на сегодняшний день в рыбной отрасли существуют проблемы – начиная с вылова рыбы и заканчивая уже поставкой и продажей ее в розничных сетях.

– По мнению всех участников многочисленных дискуссий, которые проходили в преддверии проведения президиума Государственного совета, – это обсуждалось и в Москве, и на Камчатке, и на Сахалине, и во Владивостоке – все пришли к единому мнению, – отрасль вышла из затяжного кризиса. Отрасль сформировалась как устойчивая система, позволяющая осуществлять инвестиции и в прибрежные регионы, и в отечественное судостроение, и в рыбопереработку, и главное, что она способна на сегодняшний день накормить страну качественной и доступной рыбой.

Такие возможности появились благодаря тем поручениям, которые были даны Владимиром Владимировичем Путиным на заседании Госсовета в Астрахани в 2007 году. Именно тогда в основу были заложены долгосрочные принципы закрепления квот, вопросы, связанные с прозрачностью работы, что и позволило отрасли сформироваться как устойчивому механизму, где сейчас уже возрождаются вновь династии, где молодежь считает для себя престижным идти в нелегкий рыбацкий труд. Ну и по показателям могу сказать, что за это время на миллион тонн, а это на четверть, увеличился объем вылова водных биоресурсов. Он достиг 4,3 млн тонн. Сократилось число убыточных предприятий в полтора раза. Инвестиции составили с 5 млрд до 10 млрд руб., ежегодно. То есть отрасль окрепла.

Тем не менее не удалось сделать следующее. Мы все-таки не накормили страну качественной рыбопродукцией по доступной цене. И этот вопрос, наверное, сегодня является самым главным. Второе – мы не задействовали потенциал наших отечественных судостроительных и судоремонтных заводов для строительства отечественных рыбопромысловых судов и судоремонта. Не изжитой осталась система рантье – это когда квоты перепродаются другим рыбакам, а не осваиваются собственным флотом.

Вот эти причины, и еще там есть ряд более мелких. Не изжиты административные барьеры, то есть контролирующие органы продолжают довлеть над рыбаком и непонятно для чего, если он продукцию поставляет на российский берег и реализует уже непосредственно через торговые сети.

Это и стало основой для проведения президиума Госсовета. И те поручения, которые будут сформированы, и высказывания рыбаков, высказывания непосредственно президента нашей страны касались [того], как накормить страну доступной качественной рыбой.

– Сейчас мы обо всем этом поговорим и о тех проблемах, которые существуют, но для начала просто интересно, на российский рынок какой вид продукции рыбной в основном поставляется? Он отличается от той продукции, которая на экспорт у вас идет?

– Вы знаете, не сильно. Может быть, по некоторым видам деликатесных видов рыб в части лососевых с Камчатки идет больше сегмент поставки на экспорт. А в целом что на российский рынок, что на экспорт идет и минтай, и треска, и камбала, и сельдь – массовые виды рыб, которые одинаково интересны и за рубежом, и с удовольствием потребляются нашим населением.

Отдельные виды – нерка, скажем, она экспортно ориентированный товар, поэтому, наверное, здесь просто этот рынок не до конца освоен. Безусловно, большая степень идет крабов на экспорт, креветка на экспорт – в силу того, что там уже сложившиеся связи и все-таки ценовой сегмент: эта продукция является довольно дорогой, деликатесной.

– Теперь по тем проблемам, которые вы уже перечислили, которые как раз обсуждали на Госсовете. Первую проблему вы озвучили – то, как сделать качественную рыбу еще и более доступной по цене. Какие предложения звучат? Как этого можно добиться?

– Несколько есть направлений работы в этом сегменте. Конечно, нужно больше направлять рыбопродукции на переработку на российский берег, и мы такой механизм предложили. Надо вводить дифференцированный подход к платным ставкам за пользование водными биоресурсами, сейчас он льготируем – 15%, а надо сделать его 100%. И давать преференции тем, кто поставляет рыбу в переработанном виде на российский берег. А уменьшать льготную ставку надо тем, кто только сырье отгружает или на экспорт продает. Это один из механизмов.

Второй механизм – это программа «Доступная рыба», которую сегодня мы экспериментально начали на Сахалине. Мы определили сеть магазинов, которые работают по этой программе. Пусть их там несколько, но тем не менее они есть, мы стараемся так, чтобы в одном муниципальном образовании был хотя бы один такой магазин. Определили поставщиков, договорились о том, что работающие в этой системе поставляют рыбопродукцию по сложившимся наценкам: на опте не более 8%, на рознице – не более 15%. То есть в совокупности это 23% от стоимости рыбопродукции у рыбака. Это позволило в магазинах, которые работают по программе, уменьшить цену по отдельным видам рыб со 160 до 80 руб. Это если взять четыре самые массовые категории – минтай, треска, камбала и терпуг. Сегодня рыбак продает все эти виды рыб примерно по 80 руб. за кг. Но в торговле мы видим 220. В чем проблема?

А проблема в длинной цепочке посредников. Поэтому мы предложили еще один вариант – убрать единый сельхозналог, который формировал эту цепочку посредников. Многие рыбаки работают по единому сельхозналогу – без НДС так называемого. Торговые сети, наоборот, работают с НДС, то есть им нужно каким-то образом покупать продукцию с НДС. В этот момент и возникают фирмы-посредники, которые у рыбака берут без НДС, а уже торговым сетям продают с НДС и со своей прибылью. Поэтому мы считаем, что, убрав единый сельхозналог, мы создадим более прозрачную схему, когда торговые сети будут напрямую работать с рыбаками-производителями. Здесь будет понятно, у кого находится прибыль и почему она такая.

Мы ввели еще такую практику, – и думаю, что нужно ее распространять: магазины, торговые сети, рыбацкие предприятия, работающие в этой системе, они на этикетках непосредственно в магазине указывают цену производителя. И покупатель видит, какая цена у производителя – у рыбака была, допустим, 80 руб. на минтай, и в магазине она стоит, допустим, 100 руб. – понятно. А если она стоит уже 180, тогда потребителю понятно, откуда эта наценка! Это и честно, и эффективно, я думаю, что такой опыт необходимо распространять дальше.

Но еще один, наиболее понятный, механизм – это программа, которую мы разработали вместе со Сбербанком, и сейчас на универсальной площадке Сбербанк-АСТ начали проводить биржевые аукционные торги. Это механизм еще более открытый и прозрачный, когда есть производитель, то есть рыбак, который пришел со своей продукцией и выставил ее на лотах в электронном виде…

– Вы рыбную биржу имеете в виду, да? Как это должно помочь?

– Вы знаете, это вообще наиболее понятный механизм. Здесь мы видим как раз наиболее прозрачную схему. Вот цена рыбака, вот товаропроводящая сеть – или оптовая, или уже розничная, которая приходит и просто там покупает, и есть транспортные затраты. И мы со своей стороны сейчас этот инструмент тоже объяснили, который должен быть в том числе поддержан и со стороны регионов для создания региональных льгот для товаропроводящей сети – потому что они будут работать тоже по этой схеме, получая определенную только наценку, не более того. Тогда мы рыбу получаем по доступной цене – на 30–50% меньше, если в этой системе работать.

Мы со своей стороны для рыбаков тоже создадим определенные льготы в виде, может быть, субсидирования процентной ставки на объем поставляемой рыбопродукции на биржу, в виде определенных льгот по консервной продукции. И со своей стороны Сбербанк тоже может подойти к каким-то льготным условиям, потому что на их площадке это все будет происходить, они все, как правило, клиенты Сбербанка. Этот механизм позволит нам создать систему, по которой видна цена рыбака, и если торговая сеть работает по определенным наценкам – 23% от стоимости без учета транспортных затрат, – то тогда она и в Москве должна появиться хотя бы 150, 130, 140 руб. – но не как сейчас 200 руб. Вот в чем вопрос.

– А этот инструмент – он востребованный?

– Мы пока начали в добровольном порядке. Сейчас мы на президиуме Госсовета его объявили, и в качестве примера он должен войти, с тем чтобы этот опыт был распространен в других регионах. Безусловно, мы сейчас к этому подкрепим еще и механизмы поддержки и стимулирования тех, кто участвует в этой бирже, с тем чтобы там стало интересно и привлекательно. Ну и, конечно, к этим площадкам нужно привлекать федеральных заказчиков продукции, с тем чтобы они здесь покупали продукцию, тогда это понятная цена, и она, соответственно, меньше по стоимости, чем покупать через посредников.

– А качество поставляемой продукции как улучшить? Потому что понятно, что из Дальневосточного федерального округа в Центральный федеральный округ путь очень длинный, и, например, глава администрации Сергей Иванов вчера же на президиуме Госсовета призвал массово закупать рефрижераторные контейнеры для перевозки рыбы. Чем принципиально отличаются эти контейнеры от тех вагонов, которые сейчас существуют? Как это на качестве продукции скажется?

– Вообще это современный и правильный подход, который позволяет, во-первых, качественно сохранять рыбопродукцию, потому что контейнер сам по себе – это очень удобная форма: он термический, он с охлаждающими всеми механизмами и, безусловно, способен сформировать партию из различных видов рыб. То есть по 20 тонн ты можешь в один контейнер одну продукцию загрузить, в другой – другую. В отличие от вагона, который составляет сразу 60 тонн рыбопродукции. Контейнер удобен тем, что ты его можешь отправить морем, можешь отправить железной дорогой, можешь отправить автомобильным транспортом. Соответственно, издержки меньше.

А что такое нынешние секции? Четыре вагона и к ним пятый вагон, в котором сидят два человека, у них соляра, они эту соляру запускают в двигатель, работает генератор, работает компрессор, охлаждает эти четыре вагона – рефрижератора, которые сегодня устарели. И большие потери по температурам, по энергозатратам, и качество рыбы у них незначительное. Для контейнеров же важно только подключить электричество. То есть розетка в железной дороге, в автомобиле она от генератора будет идти, соответственно, на пароходе тоже. Это очень удобно. И самое главное: если ты рыбную продукцию загружаешь вручную, и потом тебе нужен холодильник, в который ты ее снова выгружаешь, то в контейнере тебе нужна только площадка с подведенным электричеством.

rutv.ru        

Версия для печати
Главное