прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
23 мая 2012

Владимир Фирсов:

«Круг чтения губернатора не определяет его отношения к библиотекам»

Фото: rba.ru

О состоянии библиотечного дела в регионах России, о сложностях финансово-правового существования библиотек и о том, что требуется от губернатора, для того чтобы сделать столицу своего региона библиотечной столицей России, «Клубу Регионов» рассказал президент Всероссийской библиотечной ассоциации Владимир Фирсов.

«Клуб Регионов»: Насколько это хорошо для развития библиотечного дела в регионе, чтобы его глава любил читать книги?

Владимир Фирсов: Мне кажется, для развития библиотечного дела в регионе чтение книг губернатором является, наверно, обязательным обстоятельством, но не самым главным. Далеко не самым главным. Губернатор может быть прекрасным книгочеем, но далеким от государственной заботы о тех учреждениях, которые он должен был бы поддерживать. Да, наверное, это хорошо – губернатор, читающий книги, но ни количество книг, им прочитанных, ни круг чтения губернатора не будет определять его отношением к библиотекам.

«Клуб Регионов»: Вам лично известны российские губернаторы-книгочеи?

Владимир Фирсов: Я затрудняюсь ответить на этот вопрос, но я бы повернул его несколько иначе. Вы знаете, что существует на правительственном уровне критерии оценки деятельности губернатора, в которые в том числе входит критерий состояния развития библиотечного обслуживания в регионе. Вот, к сожалению, этот критерий становится не всегда значимым при принятии решения о назначении того или иного губернатора или о его отстранении от должности. Я считаю, этому критерию нужно было бы уделять большее внимание. Хотя персонифицировать, кого из губернаторов можно отметить в лучшую или худшую сторону относительно этого критерия, мне бы не хотелось.

«Клуб Регионов»: В регионах, особенно аграрных, зачастую сельская библиотека становится единственным очагом культуры. Как сегодня обстоят дела с работой сельских библиотек? Насколько их процветание или упадок зависят от губернаторов?

Владимир Фирсов: Вы совершенно правы в том, что одна из основных проблем развития библиотечного дела – это состояние сельских библиотек. Но зачастую недооценивают у нас этого, и библиотечное дело страдает, знаете, таким столицецентризмом. Мы представляем себе, как работают библиотеки на примерах того, как они работают в столицах, в Москве, в Петербурге или вообще в крупнейших городах. А вместе с тем из сорока пяти тысяч доступных библиотек в России тридцать пять тысяч находятся на селе. И это очень часто единственное общедоступное учреждение культуры в поселении! Поэтому нуждается оно во всяческой поддержке. Что касается роли губернаторов, должна бы она быть значимой? Здесь для меня важен формальный аспект, опять-таки не персонифицированный, не связанный с волей того или иного губернатора с его любовью или нелюбовью к библиотекам. Важна формальная сторона. В свое время было принято федеральное законодательство о развитии самоуправления на территориях. И у нас в стране существует два уровня государственного управления: федеральный и, собственно, субъектов федерации. Сельские библиотеки в своем подавляющем большинстве, на 99,9%, находятся в собственности муниципалитетов. Отсюда возникают формальные основания для следующего: воля губернатора не имеет прямого или директивного значения для библиотек, которые находятся на балансе муниципалитетов! К тому же достаточно усложнен механизм прямого финансирования деятельности сельских библиотек за счет бюджета субъекта федерации. За счет, собственно, бюджетов, находящихся в распоряжении губернаторов! Это должен быть механизм субсидий, совместного софинансирования и так далее. Это порой решается настолько сложно, что даже при доброй воле губернатора решить эти вопросы не удается так, как это нужно бы было. Просто в силу правовых разграничений бюджетных полномочий.

«Клуб Регионов»: Но вы могли бы выделить регионы, где власти удается преодолеть формальные препоны и действенно помогать библиотекам?

Владимир Фирсов: Мне достаточно просто выделить регионы, где развитию библиотечного дела уделяется достаточное внимание. Раз в год мы проводим Российский библиотечный конгресс. Конгресс проходит в различных городах, и эти города, а следовательно, и регионы, в которых они расположены, приобретают статус библиотечной столицы России. И когда мы такое решение готовим, мы сопрягаем большое количество критериев, в которые входят и историко-культурные традиции, и общее состояние культуры в регионе, и воля начальников, и наличие профессионалов библиотечного дела на территориях. Вот эти критерии фокусируются и дают нам возможность выбрать библиотечную столицу. Например, Тюмень очень хороша в этом отношении. Тюменцы произвели реконструкцию своей центральной библиотеки субъекта федерации. Они очень поддерживают библиотеки областной столицы, налажены очень хорошие отношения с муниципальными библиотеками. В Тюменской области очень современная библиотека в статусе президентской библиотеки имени Бориса Ельцина. Тюменская область делает шаги, так скажем, в плане модернизации. В плане такого стабильного, доброго и хорошего отношения к библиотекам и поддержки качества библиотечного обслуживания я могу назвать Томск, одну из недавних библиотечных столиц России. В этой связи можно отметить Псковскую область, Пермь.

«Клуб Регионов»: Современная библиотека – это довольно сложный технологический комплекс: электронные каталоги, регистрация, интернет, надлежащие условия хранения редких книг. В каких регионах главы согласны тратить деньги на обустройство и развитие книжных хранилищ, а в каких нет?

Владимир Фирсов: Эта модернизация в большинстве случаев происходит за счет механизма субвенций из федерального бюджета. У нас в стране существует программа сохранения библиотечных фондов. Сейчас принят уже второй этап программы на 2011-2015гг. Так вот одним из пунктов программы является создание мер для наиболее благоприятного хранения библиотечных фондов, в том числе с привлечением средств федерального бюджета.

«Клуб Регионов»: В цифровом мире для экономии средств, может быть, свести все библиотечные затраты к созданию в каждом регионе могучего электронного ресурса, с которого любой желающий может получить любую интересующую его книгу в виде электронного файла?

Владимир Фирсов: У этой проблемы два аспекта. Первый - это предоставление информации в электронной форме для всеобщего доступа относится исключительно к правам авторов. Поэтому вопрос перевода и предоставления в общее пользование книги включает в себя огромное количество взаимосвязанных проблем между обладателями и потребителями, провайдерами, дистрибьюторами. Это просто невозможно - вот так взять перевести книги в электронный вид и сделать для всех доступными.

Второй аспект - библиотека и книга не исчерпываются функциями предоставления информации. Библиотека, как информационное учреждение, - это только одна из ее ипостасей, и, видимо, не самая конкурентоспособная, потому что информацию люди все больше получают через мобильные средства связи. Библиотека выступает как просветительское, образовательное, досуговое учреждение. Библиотека попросту шире информационного учреждения, и в таком виде она имеет право на существование и будет существовать. Это же касается и книги, потому что книга, помимо того, что содержит в себе информацию, - это артефакт культуры, который дает читателю несколько иные переживания и сопереживания, отличные от текста, прочитанного на экране компьютера! Книга - это значительно более сложный процесс взаимодействия с творцом.

С Владимиром Фирсовым беседовал Сергей Прудников

Версия для печати