10 декабря 2019

Лора Митт:

отказываясь помогать дольщикам, губернаторы саботируют нацпроект

Эксперты отмечают, что в конце года в одном и том же регионе можно наблюдать совершенно разные картины: пока власти отчитываются о том, что ключи от квартир получают сотни человек, другие дольщики устраивают митинги и голодовки, пытаясь привлечь внимание губернаторов. «Клуб Регионов» обсудил ситуацию с обманутыми дольщиками в регионах с членом рабочей группы при Госдуме по решению проблем обманутых дольщиков, координатором инициативных групп дольщиков России Лорой Митт.

– Губернаторы вечно жалуются на нехватку средств, а дольщики пишут письма президенту. Кто и главное каким образом должен решать их проблемы?

– Сегодня по закону есть только один прямой путь для того, чтобы достраивать проблемные объекты, – это создание регионального фонда дольщиков, который должен подписать договор с федеральным Фондом защиты прав граждан – участников долевого строительства. Сейчас только региональный фонд дольщиков является единственным органом, который может взять на себя все функции застройщика. Наблюдательный совет регионального фонда, в который входят представители прокуратуры, других надзорных органов власти, общественники должны прийти к мнению о целесообразности достройки конкретного объекта и поручить конкретному застройщику достроить этот объект. И на достройку таких объектов регионам на условиях софинансирования через федеральный фонд будут выделяться деньги, например 25% вложит регион, а 75% – федеральный бюджет, или регион как дотационный может выпросить, что он со своей стороны вложит только 5%. В любом случае есть конкретная сумма, которая может быть выделена застройщику. А далее застройщик может сам участвовать в софинансировании, закон не запрещает, если застройщик скажет: «Мне не нужно столько денег от государства, я могу построить на свои».

– А какой тут у предпринимателя-строителя может быть интерес?

– Тут важно, что тот, кто вкладывает деньги, тот и становится правообладателем свободной недвижимости в этом объекте.

Но я хочу акцентировать внимание еще на одном важном аспекте. Сейчас каждый дольщик имеет право на выбор: либо дождаться, когда твою квартиру через два или три года достроит кто бы то ни было, либо с момента решения вопроса о целесообразности достраивания данного объекта обратиться в региональный фонд за компенсацией ее стоимости по рыночной цене. Это важно для тех, кто покупал жилье еще лет 10 назад, кто уже взял другие ипотеки, кто устал жить на съемных квартирах и у кого, как, например, у меня, дети выросли и им уже не нужна та недвижимость, которую они планировали в начале своего семейного пути. Как оценивается стоимость такого жилья? Допустим, на соседней улице сейчас строится дом, и его квадратный метр на той стадии строительства, на которой остановился наш, допустим, на 50%, стоит 50 тыс. Значит, и мы должны иметь право получить по 50 тыс. с квадратного метра и пойти и купить жилье в том соседнем доме, который уже строится, или в любом другом жилье.

Но, например, в Красноярске у нас сейчас есть большая проблема с не совсем корректной оценкой, когда оценщики работают не выходя из кабинета, они не учитывают положение окон, этажность, положение дома, плюс одна и та же улица может начинаться в центре, и там жилье будет дороже, а заканчиваться на окраине города, и там квадратные метры будут дешевле.

– Из ваших слов выходит, что все довольно просто. Почему тогда эту схему с созданием региональных фондов до сих не реализовали во всех регионах?

– Законодатель пишет о том, что региональные власти вправе, но не обязаны создавать региональный фонд дольщиков. И, если губернатор хочет помочь дольщикам, значит, он это воспринимает как свою обязанность, а не добровольное решение, и тогда он создает региональный фонд дольщиков.

На сегодняшний момент все эти разговоры про отсутствие денег, что не на что достраивать – это все провокация, потому что деньги есть. И даже если этих денег нет в регионах, идите и подписывайте соглашение с федералами, и деньги вам дадут.

Почему в регионах происходят задержки? Региональный фонд дольщиков должен привлекать застройщиков через тендеры. Тут и кроется главный секрет, точнее, коррупционная составляющая всех губернаторов. Пока они не поймут, как протащить в застройщики своих зятьков, они будут все это тормозить.

– И повлиять на них никак нельзя?

– Я вам скажу следующее. Из 120 млн кв. метров жилья, которые Владимир Путин велел ввести до 2024г., 30–40% находятся в высокой стадии готовности. У нас примерно 40% проблемных объектов находятся в стадии реализации от 60 до 80%, их достраивание позволит быстрее выполнить программу Путина – не с нуля начинать строить эти 120 млн, а подвести то, что почти готово, под крышу – и считай, что нацпроект уже выполнен. Я уверена, что как только какой-нибудь губернатор увидит в этом материале словосочетание «национальный проект», он мгновенно соберет совещание, и проблема начнет решаться, потому что ему придется отвечать не за недострой какого-то дома по конкретному адресу, а за срыв национального проекта.

А ведь президент сказал, что критерии оценки губернаторов складываются строго по срокам реализации национальных проектов. А программа достраивания проблемных объектов является частью национального проекта «Жилье и городская среда». Исходя из этого, если губернатор не достраивает проблемные объекты и не находит решение, значит, он срывает национальный проект. Именно за срыв национального проекта, а не за конкретное достраивание какого-то отдельного дома, он будет снят со своей должности. До некоторых это дошло.

– До кого?

– Посмотрите на Саратов: они не только провели в своем наблюдательном совете РФД все эти мероприятия, о которых я рассказала, они сегодня уже деньги получили, а Красноярск до сих пор считает стоимость квадратных метров. Ну давайте поможем им правильно посчитать.

Например, Беглов в Питере не только достраивает объекты своих дольщиков, он уже начал помогать нерадивой Ленинградской области, которая долгие годы показывала, что у них проблемных объектов в 10 раз меньше, чем на самом деле. А тот губернатор, который говорит «я хочу помочь, но не знаю, как», еще не решил, как ему привлечь сюда свои аффилированные компании, как они будут пилить государственный бюджет, который выделяется на достраивание проблемных объектов.

Еще есть Нижний Новгород и Якутия. Якутия вообще впереди планеты всей, она два года назад была самой отстающей, а сейчас мы на Якутию равняем в Госдуме вообще все регионы. Они уже решают проблему самостроев не только по договорам добровольного участия. Они самые первые создали свой региональный фонд дольщиков, определили свои задачи, получили софинансирование из федерального фонда и начали решать проблему. Кстати, Якутия привлекает на субподряды застройщиков, желающих участвовать в этой схеме в качестве инвестора.

– Если есть лучшие, то должны быть и худшие. Можете их назвать?

Москва специально не прописала в своем положении выплаты компенсаций дольщикам по рыночной цене, потому что в Москве цены выше, чем в регионах. И мы, дольщики ЖК «Академ Палас», были первыми в Москве, кто подал административный иск к правительству Москвы о понуждении выполнять закон РФ. Первое заседание пройдет в середине декабря. У нас московские чиновники привыкли, что они государство в государстве, и вот сейчас будет рассматриваться первый иск, от чего в шоке все федералы. И у нас есть заступники, мы их так называем, – это Госдума, вице-премьер Виталий Мутко, правительство РФ, «Дом.рф», Минстрой... Все, что касается федеральной власти, они идут у нас в заступниках и они идут по нашему иску третьими лицами.

Если региональные надзорные органы не создают возможности компенсации по рыночной цене либо затягивают процесс организации регионального фонда дольщиков, то мы должны их понуждать выполнять закон. И мы будем учить остальных дольщиков страны, как это делать, потому что дальше зачем ждать?

– Только в Москве такая ситуация?

– В Московской области тоже. Вы можете смело написать, что там, где очень высокий уровень стоимости квадратного метра, где дорогой дострой, власти реально саботируют, потому что они не хотят выделять бюджет на достраивание проблемных объектов. А чем дешевле квартиры, чем дальше от Москвы, тем успешнее власть справляется с проблемами обманутых дольщиков.

Но есть исключения, потому что если в Москве и Подмосковье власти врут, но хотя бы что-то обещают, то Кировская область «отморозилась» по полной программе. Там власти говорят, что нет в законе того, что они обязаны создавать региональный фонд дольщиков. А знаете почему? Потому что в изменениях в законе «О долевом строительстве», которые были опубликованы 27 июня 2019г., прописано, что если через шесть месяцев после этого не создается региональный фонд дольщиков, то тогда все обязанности по реализации программы помощи участникам долевого строительства возлагаются на федеральный фонд дольщиков.

То есть сейчас можно абсолютно точно сказать, что хитренький кировский губернатор [Игорь Васильев] ждет, пока пройдут полгода, когда по закону дольщики получат право требовать помощи от федеральной власти, и федеральная власть должна будет им помочь.

– Но раз достройка проблемных объектов включена в нацпроект, выходит, что регион просто саботирует его выполнение?

– И Кремль против такой постановки вопроса. Там-то хотят заставить региональную власть участвовать в реализации национального проекта. А если региональная власть не участвует в национальном проекте путем помощи дольщикам, значит, губернатор не хитренький, а глупенький, потому что он сейчас отправит своих дольщиков достраиваться к федеральному фонду, а креслице его быстренько подкосится, достаточно будет одной жалобы дольщиков в прокуратуру.

Версия для печати
Главное