Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
26 января 2012

Михаил Пиотровский:

«Мы живем в эпоху вранья, а музей дает ощущение подлинности»

Фото: makskaur.blogspot.com

Председатель Союза музеев России, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в интервью «Клубу Регионов» рассказал, насколько велика роль губернаторов в становлении музейного дела, почему этнографический и музейный туризм должны быть под контролем региональных властей, и объяснил, почему классический музей по-прежнему актуален в эпоху мультимедиа.

«Клуб Регионов»: Михаил Борисович, насколько возможно развитие музейного дела в провинции без поддержки государственной власти? Какую роль в этом должны сыграть губернаторы?

Михаил Пиотровский: Развитие музейного дела без поддержки государства невозможно нигде: ни в центре, ни в провинции, потому что иначе музейное дело превратится в шоу-бизнес, в зарабатывание денег, а это очень вредно. Поэтому поддержка обязательно должна быть и на уровне федеральном, и на региональном. И здесь большая роль принадлежит губернаторам. Во многих регионах развивается и музейная, и театральная культура, если у руководителей есть к этому интерес. Поэтому в Союзе музеев России мы уделяем большое значение взаимодействию с губернаторами. Когда мы организуем выездную выставку, мы задаем несколько сотен вопросов о готовности музеев принять ее, на которые должны быть получены положительные ответы, а также нас интересует готовность губернаторов придать особый статус этому событию, лично посетить выставку. Во время поездок по стране я встречаюсь с губернаторами и почти всегда нахожу поддержку. На самом деле музейное дело уже пережило самое трудное время, сейчас роль музеев в регионах очень сильно возросла.

«Клуб Регионов»: В сентябре прошлого года на заседании президиума Союза музеев России в Хабаровске вы говорили о «культурной оторванности» Дальнего Востока. В чем именно она ощущается: слабые возможности для пополнения коллекций местных музеев, неразвитость новых форм коммуникации со зрителем? Вообще это касается только Дальнего Востока или всей территории страны, кроме двух столиц?

Михаил Пиотровский: Это проблема всей России и наших столиц тоже. У нас настолько сложное и дорогое передвижение по стране, даже между Москвой и Петербургом, хотя в советские времена можно было свободно поехать в Ленинград из Москвы на выставку. Сейчас это понемногу возвращается, люди ездят за культурными событиями, а не культурные события «гоняются» за публикой. Но есть много организационных вопросов. Известная история: картину, которая была нами подарена Хабаровску, мы вывозили в Италию, а потом возникла проблема с возвращением. Пришлось нанимать целый самолет, так как железной дорогой невозможно было нормально доставить. Сегодня нам проще вывезти картину в Китай или Японию, чем в Хабаровск. И одно из решений – развитие музеев в регионах. У нас замечательные музеи не только в Москве и Петербурге: например, прекрасный краеведческий музей, который рассказывает о русском Хабаровске. Нам нужно напоминать себе периодически о том, что Дальний Восток и Сибирь – русские, и главные знаки этого – церкви и музеи.

«Клуб Регионов»: Руководители многих российских регионов пытаются продвигать собственные проекты археологического и этнографического туризма. Как относитесь к таким инициативам и стоит ли ожидать отдачи от таких проектов, учитывая состояние инфраструктуры в регионах?

Михаил Пиотровский: Эти проекты очень важны, но только они должны быть реализованы под контролем и попечительством музейного сообщества, а не бизнеса. Самое важное, чтобы жители региона ощущали свою причастность к истории этой территории. Нужно не забывать, что чистое зарабатывание денег – это Египет, где туризм развратил страну, и теперь радикальные люди будут выступать против туризма, против «бакшишной цивилизации». Нужно не использовать памятники, чтобы кто-то делал бизнес, а использовать бизнес, чтобы наши памятники были в хорошем состоянии.

«Клуб Регионов»: Вы в свое время руководили крупными археологическими экспедициями, как вы оцениваете ситуацию в этой сфере? Насколько активно ведутся археологические изыскания в современной России? Состояние каких археологических памятников вызывает у вас опасение?

Михаил Пиотровский: После долгого перерыва началась активная экспедиционная деятельность, пусть и не в советских масштабах. Но у нас есть очень большая проблема – так называемые «черные археологи», люди без разрешений, без специального образования, без методик специальных, которые раскапывают «сокровища». Началось все в Причерноморье, «черных археологов» очень много на территории Черноземья, сейчас это двинулось в Сибирь. В Туве уже приходится охранять раскопки от желающих. Здесь нужно употребление силы и власти. Мы давно бьемся над тем, чтобы создать охранную организацию, которая могла бы защищать памятники археологии.

И второй момент – раздутые сенсации, преувеличенные оценки некоторых археологических открытий. Не надо говорить, что все произошло из этого места и вообще «шумеры произошли от нас». Этот вопрос решается участием музейного сообщества. Критерии здесь - хороший вкус и опыт музейных работников. У людей, которые имеют дело с древними вещами каждый день, есть ощущение истории «на пальцах», они понимают, что правильно, а что нет…

«Клуб Регионов»: Почему, на ваш взгляд, важно сохранять «овеществленную историю» в виде музейных экспонатов?

Михаил Пиотровский: Классический музей не уходит в прошлое, он отличается от кино, театра и других виртуальных вещей тем, что в центре находится подлинная вещь – это может быть очень древний предмет, а может быть газета шестидесятых годов, но это подлинная вещь, у которой есть своя энергия. Сейчас есть много способов помочь человеку воспринять эту энергию. Но в центре должна быть вещь, а уже вокруг, допустим, четыре кинозала. Мы живем в виртуальную эпоху, но большинство вещей исчезают при выключении электричества. Люди идут в музей, несмотря на то что картины можно увидеть и на мониторе компьютера. Такова мистика музея, которую нужно сохранять. Мы живем в эпоху вранья, но вранье - вокруг, а музей дает ощущение подлинности.

С Михаилом Пиотровским беседовал Алексей Бирский

Версия для печати
Главное