Дмитрий Песков:  президент уже на протяжении ряда лет окунается в прорубь
16 июля 2008 | Архив

«Коррупция, как социальное зло, крайне опасна. Применительно к судейской среде, она опасна в исключительной мере»

Президент России провел совещание по вопросам совершенствования законодательства России о судебной системе. Проблемы российского правосудия уже обсуждались в Кремле в мае этого года. Тогда Дмитрий Медведев призывал искоренять судебные решения, принимаемые за деньги или «по звонку». В мае же президент распорядился создать рабочую группу по вопросам совершенствования российской судебной системы. Руководителем группы была назначена помощник президента Лариса Брычева.

И вот спустя два месяца Президент решил продолжить обсуждение самых наболевших судебных вопросов. В совещании приняли участие Генеральный прокурор Юрий Чайка, Глава администрации президента Сергей Нарышкин, помощник президента Лариса Брычева и председатели Верховного, Конституционного и Высшего арбитражного судов.

По мнению Дмитрия Медведева, сегодня в стране существует «вполне работоспособная система судебных органов», федеральные и федеральные конституционные законы в целом соответствуют требованиям Совета Европы. Но вот правоприменительная практика у нас в стране пока еще далека от идеала, и у нее масса изъянов.

Президент убежден, что первым делом необходимо укреплять независимость судей. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро, так как на судей часто оказывается серьезное давление самыми разными путями: от применения так называемого административного ресурса до прямого подкупа. В связи с этим Президент призвал вырабатывать современные законодательные механизмы, которые смогли бы повысить уровень судейской независимости.

Второй вопрос, на который Дмитрий Медведев обратил особое внимание, касался полного и своевременного исполнения судебных решений: «Сегодня мы слышим много нареканий по поводу необоснованно длительных сроков судопроизводства. Здесь мы пока существенно отстаем от европейских стандартов».

Конечно же, Президент поднял тему коррупции, которая «и так очень опасна, а в судебной среде опасна в исключительной степени».

Как сообщил по окончании совещания глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов, в ближайшее время значительные изменения коснутся статуса судей, порядка их назначения, судейской неприкосновенности. Иванов отметил: «Если будет создана система мер, повышающих исполнительность судебных актов, это скажется на эффективности работы всей судебной системы».

Вступительное слово на совещании по вопросам совершенствования законодательства России о судебной системе

Дмитрий Медведев: Уважаемые коллеги, мы с вами, как и договаривались, занимаемся вопросами развития судебной системы. Это второе наше совещание за последнее время, посвящённое этой теме.

Напомню, по итогам первого совещания была образована рабочая группа. Её задача – предложить пути решения тех проблем, которые мы сами видим в системе, посмотреть на какие-то развилки, возможные варианты развития событий.

Сегодня мы уже можем с вами обсудить конкретные предложения по совершенствованию законодательства по судебной системе – у меня здесь в обобщённом виде, – которые поступили к нам в рабочую группу как от вас, так и от научных организаций, государственных структур, общественных объединений и просто отдельных граждан.

Исходная позиция остаётся неизменной (я вам её тогда тоже объявлял): на мой взгляд, в России создана вполне работоспособная система судебных органов, которая способна защитить права и законные интересы граждан и юридических лиц. Мы имеем и обновлённое, в соответствии с Конституцией и нашими международными обязательствами, процессуальное законодательство. Но вместе с тем, правоприменительная практика выявила и целый ряд недостатков. Нам необходимо эти недостатки устранить.

Несколько приоритетов, о которых я уже говорил, и которые всё равно сохраняют свою актуальность, и которые, я думаю, будут нами сейчас обсуждаться.

Первое. Мы, конечно, должны по-прежнему принимать все необходимые меры для укрепления независимости судей. Казалось бы, действующее законодательство эти вопросы обеспечивает. Однако совершенно очевидно то, что оказывается давление, влияние, применяется административный ресурс, а зачастую используется и прямой подкуп. Поэтому наша главная задача – найти современные законодательные механизмы, которые позволят нам сегодня повысить уровень судейской независимости.

Второе. Постоянные нарекания со стороны граждан и организаций вызывают необоснованно длительные сроки судопроизводства. Ситуация острая, и для её разрешения используются самые разные способы. Опосредованно участвует в этих процессах Европейский Суд по правам человека. Думаю, что здесь также необходимы определённые меры, причём не фрагментарные, а системные чётко выверенные шаги для того, чтобы подумать о том, как нам решить эту задачу.

Возможно, стоит пересмотреть и ряд вопросов подсудности, чтобы перераспределить нагрузку между звеньями одной судебной системы. Может быть, нам стоит подумать и об оптимизации самих процессуальных сроков, порядка уведомления сторон, расширения практики использования в судопроизводстве электронных средств коммуникации – то, о чём мы тоже с вами неоднократно говорили.

Третье. Принципиальный вопрос – это своевременное исполнение судебных актов. Деятельность по исполнению судебных решений имеет свои законодательные и организационные формы. Однако, вы сами знаете, что реальная ситуация далеко отстоит от европейских и мировых стандартов по исполнению судебных решений.

Здесь необходимо использовать и правовые механизмы, и организационные механизмы, и экономические механизмы. Может быть, включая и принятие закона о возмещении ущерба, причинённого гражданам в результате нарушения их прав на разумное судопроизводство, а также на полное и своевременное исполнение судебных решений. Я пока эту позицию формулирую как возможную, но мы с вами это обсудим.

Четвёртое. Это факты коррупции. Об этом мы детально говорили недавно на заседании Совета законодателей. Естественно, коррупция, как социальное зло, всегда крайне опасна. Применительно к коррупции в судейской среде, она опасна в исключительной мере. Естественно, что мы должны посмотреть всю цепочку последствий, связанных с такого рода нарушениями. Очевидно, что с этим связана и профессиональная подготовка судей, мы об этом тоже с вами говорили, сейчас обменяемся представлениями.

И ещё одна вещь. Хотел бы обратить внимание всех коллег на то, что некоторое время назад вышло моё распоряжение, связанное с подготовкой к 15-летнему юбилею Конституции России.

Думаю, что и на конференции, которая состоится в декабре, и на других мероприятиях мы сможем обратиться к этой теме, потому что она носит, вне всякого сомнения, тоже важный и очень консолидирующий для нашей правовой системы характер. Это – историческая веха, и мы должны к ней подойти достойно.

Пресс-служба Президента РФ

Версия для печати
Главное
Эксперты: основная интрига выборов губернатора Владимирской области – одобрит Кремль кандидатуру Орловой или нет
Трех кандидатов для участия в выборах губернатора Владимирской области рассматривают в КПРФ. В ЛДПР также заявили, что примут участие в выборах главы региона. По мнению экспертов, среди местных оппозиционных политиков никто не сможет составить конкуренцию действующему губернатору Светлане Орловой, если она пойдет на новый срок. В то же время они не исключают конкуренцию за право стать кандидатом в губернаторы внутри «Единой России». Наблюдатели также говорят о возможности смены Орловой на нового врио губернатора. Среди потенциальных сменщиков называют сенатора Антона Белякова. Политолог Евгений Полковников считает, что губернаторское будущее Орловой на 80% зависит от итогов выборов президента России.
Эксперты: сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет непросто
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главы городов, назначенные по конкурсу, работают эффективнее всенародно избранных мэров. При этом он добавил, что его позиция не должна отразиться на решении о форме проведения выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где мэры избираются населением. Эксперты отмечают, что практика не показала большей эффективности сити-менеджеров по сравнению с избранными мэрами. Политолог Дмитрий Орлов заявил, что в реформе местного самоуправления есть как свои плюсы, так и минусы. Его коллега Сергей Мошкин считает, что у свердловской областной власти есть все политические возможности, условия и желание ликвидировать прямые выборы в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле гарантом сохранения этого института остается всенародно избранный глава Сергей Носов.
«Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей
Значимость реализации проекта «Белкомур» для северных регионов России не вызывает сомнений у специалистов. Известные политологи, экономисты и транспортники утверждают, что железная дорога изменит экономику регионов арктического пояса, позволит привлечь миллиардные инвестиции и создать тысячи рабочих мест. На реализации этого проекта сейчас активно настаивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который при этом старается учесть интересы соседей – НАО и Мурманской области, заявляя «Белкомур» в качестве «общероссийского проекта». Большое значение «Белкомура» для развития экономики арктической зоны отмечает и председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. А гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков обратил внимание на исследования проекта экспертами, которые единогласно говорят о скорой окупаемости «Белкомура». Политолог Григорий Добромелов отмечает, что архангельский губернатор делает акцент на общероссийском значении «Белкомура»: «Орлов старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован».