Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
21 октября 2010 | Архив

Президент: все губернаторы должны следить за лекарственным обеспечением малых населенных пунктов

Дмитрий Медведев побывал в одной из аптек Козельска и провёл совещание по вопросу лекарственного обеспечения льготных категорий пожилых граждан.

Говоря о доступности лекарственных средств, Дмитрий Медведев отметил, что с начала 2010г. наметилась тенденция к снижению цен на препараты российского производства. Президент подчеркнул, что важнейшей задачей и одним из приоритетов технологической модернизации является развитие российской фармацевтической промышленности, и указал на необходимость создания современных отечественных препаратов и медицинской техники.

В ходе совещания отдельно обсуждался вопрос об обеспечении лекарствами жителей малых городов и сельских населённых пунктов. Глава государства призвал более активно использовать действующий с 1 сентября 2010г. механизм, а именно возможность продажи лекарств в сельских фельдшерских пунктах. Кроме того, необходимо на всех уровнях – от федерального до муниципального – повышать эффективность государственных закупок лекарств для льготных категорий граждан, в том числе пенсионеров, подчеркнул Президент.

В Козельске Дмитрий Медведев встретился с губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым. Обсуждалась социально-экономическая ситуация в регионе.

Президент также посетил Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь.

Выступление на совещании по вопросу лекарственного обеспечения льготных категорий граждан пожилого возраста

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день!

Мы в последнее время занимаемся активно рядом проблем, которые связаны с пожилыми гражданами. Сегодня поговорим о лекарственном обеспечении пенсионеров. Тема трудная, но для пожилых людей исключительно важная. Идея встретиться здесь у меня родилась вот почему. Я был в другом месте. И в одном из небольших городов, практически таком же, как Козельск, люди жаловались на обеспечение лекарствами. Говорили, что аптека не получает полный набор препаратов.

Дело даже не в льготниках, а просто лекарств нет. И я хочу, чтобы на это обратили внимание все губернаторы, потому как нужно очень внимательно следить в таких городах, как обстоят дела с лекарствами.

Здесь конкуренция немножко другая. Количество аптечных учреждений, киосков не такое значительное. И если аптека одна, может быть, возникают просто трудности, серьёзные трудности. Правда, здесь я зашёл в аптеку, поговорил с бабушками. Они говорят, что муниципальная аптека одна, и ещё до десяти – относительно небольшие, частные аптеки. Это, в общем, какое-то конкурентное поле создаёт. Поэтому доступность лекарств, наличие необходимых препаратов определяющим образом влияет на здоровье и продолжительность жизни людей пожилого возраста. Люди старшего поколения лекарства покупают постоянно, причём покупают их помногу. И доступность – это, наверное, главный показатель, о котором я сегодня и предлагаю поговорить.

В принципе, по данным статистики, с начала 2010 года выявлена тенденция к снижению уровня цен, но это именно статистические данные, потому что где-то это снижение, а где-то, к сожалению, нет. Причём это зависит от группы лекарственных препаратов. Люди, с которыми я разговаривал здесь, говорят следующее: если по нашим лекарствам ситуация более-менее выглядит нормально (либо роста цен нет, либо даже на какие-то препараты, по сути, произошло снижение цен), то по иностранным препаратам ситуация несколько иная.

Конечно, надо заниматься импортозамещением, нужно свою промышленность возрождать, но тем не менее пока мы не можем игнорировать ситуацию на рынке иностранных препаратов. В целом ситуация в этом году стабильна, потому что ещё недавно рост цен на лекарства существенно превышал уровень инфляции. Это очень сильно беспокоило всех. Мы приложили довольно немало сил, чтобы остановить этот рост. Сейчас в большинстве регионов цены стабилизировались. Но очевидно, что эффективность государственных закупок и на федеральном уровне, и на уровне регионов, на муниципальном уровне – это предмет нашей общей обеспокоенности, в том числе и для пенсионеров, которые имеют льготы по лекарственным препаратам. Всего сейчас таких людей, насколько я понимаю, около 4 миллионов человек, это 70 процентов от общего числа льготников. Очевидно, это наиболее уязвимая группа людей.

Это инвалиды, ветераны войны и труда. Таким людям, для того чтобы получить так называемый льготный рецепт, приходится трудно. Они иногда месяцами выстаивают в очередях, для того чтобы добиться приёма в поликлинике, впоследствии добиваются, соответственно, отоваривания этого рецепта. Поэтому вопросов как минимум два.

Первый вопрос заключается в том, что нам делать со сроками действия этих рецептов. Возможно, придётся увеличивать срок действия для льготных рецептов. И второй вопрос или способ решения этой задачи – это внедрение иных форм доставки лекарственных препаратов, включая адресную или надомную доставку лекарств людям пожилого возраста. Это может быть и доставка при помощи курьеров, и через почтовые отправления в зависимости от того, что это за населённый пункт и насколько там развиты эти услуги.

Ещё раз хотел бы подчеркнуть, что цены на лекарства – это важнейший показатель уровня жизни. Обеспечение лекарствами (и все присутствующие это хорошо знают) – это не только полномочия федерального центра, это в значительной мере полномочия регионов. Может быть, стоит рассмотреть и вопрос о формировании отдельного перечня лекарственных препаратов специально для пожилых людей, которые закупаются за счёт средств региональных и муниципальных бюджетов. Правительство в этом случае должно проработать для регионов вопрос о возможности заключения долгосрочных контрактов по фиксированным ценам.

Я уже сказал, что отдельная проблема – это обеспечение лекарствами жителей малых городов и сельских населённых пунктов. Я говорил об этом и в Курске, и здесь уже несколько слов сказал. Но помимо собственно малых городов, таких как Козельск, у нас есть ещё и просто наша деревня. И здесь нужно активно использовать тот механизм, который с 1 сентября этого года начал действовать, а именно: возможность продажи лекарств в фельдшерских, акушерских пунктах. Честно говоря, это пример того, как медленно у нас реализуются эти решения. Я работал в Правительстве ещё, помню до сих пор, как в Самарской области пришел в ФАП. Мне говорят: хорошо бы нам разрешить продавать эти лекарства. Это было четыре года назад. Только сейчас у нас начинает это действовать.

Одна из основных причин сложившейся довольно сложной ситуации – это, конечно, недостаток отечественной продукции. Я с пенсионерами только что разговаривал, с бабушками в аптеке. Они говорят: мы, конечно, с удовольствием покупали бы лекарственные препараты российские, потому что по большинству показателей, по большинству заболеваний (обычных, элементарных, конечно, заболеваний), которыми страдают лица пожилого возраста, наши препараты вполне конкурентоспособны и стоят гораздо дешевле.

Но пока у нас ситуация прямо противоположная: львиная доля лекарств – это импорт. Поэтому важнейшая задача – и это один из наших приоритетов технологической модернизации – заключается в развитии отечественной фармацевтической промышленности, в создании современных препаратов и медицинской техники. Здесь, кстати, в Калужской области, в этом плане есть неплохой опыт. Мне только что губернатор докладывал: производство работает. И вроде бы даже покупают не только у нас в стране, но и за границей. Поэтому нужно быстрее этим заниматься, нужно поднимать качество тех разработок, которые у нас создаются, и препаратов, создавать дешёвые аналоги иностранных препаратов и стимулировать внедрение новых отечественных технологий. Вопросов достаточное количество, в то же время совещание у нас вполне конкретное. Поэтому давайте, не растекаясь по темам, послушаем выступление министра и после этого обсудим с присутствующими коллегами, включая руководителей регионов.

* * *

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо, Татьяна Алексеевна.

Тема, которую мы сегодня с вами подняли, конечно, и большая, и сложная, в то же время абсолютно конкретная. И от неё, как я уже сказал вначале, зависит самочувствие огромного количества людей пожилого возраста.

Я вкратце пройдусь по некоторым моментам, тем более что уже министр откомментировала значительную часть вопросов, которые были. Хочу сказать, что по итогам сегодняшнего совещания и заседания президиума Госсовета я подпишу единый перечень поручений, касающийся обеспечения лекарственными препаратами (и не только, конечно, лекарствами) лиц пожилого возраста.

По разделению собственно санаторно-курортного обеспечения и лекарственного обеспечения. Давайте эту тему проработаем. Это я уже обращаюсь к Татьяне Алексеевне. Потому что, на удивление, меня сегодня наши граждане на эту тему как раз пытали, говорили, что это их не устраивает. Может быть, даже здесь некоторое заблуждение существует, но явно, что для кого-то это создает проблемы.

По 890-му постановлению всё было сказано.

Ещё одна вещь, о которой говорила Татьяна Алексеевна и которую я хотел бы всемерно поддержать, обратив на неё внимание всех губернаторов Российской Федерации. Ситуация собственно с обеспечением лекарствами, как и с учётом, действительно очень пёстрая. Это означает, что где-то этот процесс налажен, а где-то он организован из рук вон плохо. И не потому, что губернатор там этим не занимается, а просто потому, что, видимо, не уделяли этому внимание. Нет дееспособного подразделения, которое этим занимается. Извините, там заместитель или начальник департамента ни черта не делает. Поэтому хотел бы, чтобы и в моём поручении это прозвучало. Через полпредов надо навести здесь порядок с учётом денег. Денег там немало.

По сроку действия рецепта. Мы это обсудили уже. По сути, я так понимаю, все практически эту идею поддерживают, и, конечно, больше всего это будут поддерживать наши пенсионеры. В поручении это будет.

Доставка по регионам через мобильные социально-медицинские бригады. Мне кажется, эта идея хорошая, её тоже все поддерживают. Поручение на эту тему я дам.

По орфанным препаратам Татьяна Алексеевна сказала. Это тема резонансная была даже в ходе работы над законопроектом и впоследствии. Будет работать дальше, посмотрим, как это окончательным образом реализовать.

Реклама. Здесь, знаете, нельзя броситься ни в одну, ни в другую крайность. Я в принципе согласен, что, наверное, какая-то разумная, компромиссная позиция лучше всего, потому что всё-таки мы понимаем, что реклама – убойная вещь. Но не только реклама медицинских препаратов вредит гражданам. Люди вообще рекламу смотрят и совершают иногда необдуманные, а иногда даже дурацкие поступки. Но таково уж свойство рекламы. С другой стороны, реклама позволяет развивать рынок. Это довольно серьёзный инструмент рыночной политики. Но реклама должна быть действительно контролируемой. И в случае появления (а ведь специалисты далеко не всегда хорошо себя ведут в этом плане, может быть, кто-то и не смотрит за этими процессами) рекламы, которая наносит ущерб, – может быть такое, абсолютно, – в этом случае такая реклама должна прекращаться, а лица, которые к ней причастны, должны нести ответственность. Если будет баланс между собственно рекламой и ответственностью рекламодателя, а также средств массовой информации, тогда это будет нормально. Наверное, правильно, чтобы здесь поработали представители Министерства связи и коммуникаций, естественно, в кооперации с Минздравом.

Вряд ли в нашей стране пока будет популярна идея отдельного сбора, который взимается при приобретении любого лекарства, как и в любой другой стране. Подумать, конечно, можно. Здесь главное не нарушить равновесия, что называется.

По опеке и соответствующим решениям, которые принимает опекун в отношении подопечного. Вы знаете, это, собственно, касается любых действий опекуна в отношении имущества подопечного. Понятно, что когда это натуральные вещи, то это гораздо проще проконтролировать. С другой стороны, опекун несёт ответственность юридическую и перед подопечным, и перед государством. Это ещё вопрос надлежащего выбора самого опекуна. Надо нормальных людей брать заниматься этими вопросами, а не жуликов. Тем более что опекуном может быть не только родственник. Мы это понимаем. Это, кстати, ответственность органов опеки и попечительства.

Идеи, которые коллеги, занимающиеся аптечной сетью, здесь предлагали, мне в целом кажутся все интересными, разумными – по розничному импортозамещению. Давайте поработаем. И идея по 100 препаратам, которые продаются без аптечной наценки, выглядит очень красиво, потому что аптека поступает так же, как поступает вообще любая розничная структура, то есть она зарабатывает за счёт других. Это нормально абсолютно. Где-то прибыль может быть больше. И точно так же в аптеке, как и в магазине. Кто-то не заметит, заплатит он на 100 рублей больше или нет, ему плевать на это абсолютно, а для кого-то 3 рубля – уже очень существенное изменение цены на лекарство. И если такие препараты выделяются, понятно, там нет дорогостоящих препаратов, но это препараты, которые составляют рацион обычного пенсионера, – как правило, давление, сердце… Что там ещё обычно? Простуда. Анальгетики, естественно. Поэтому, мне кажется, это неплохая тема, как и тема, связанная с созданием различного рода новых продуктов, но пока у нас, может быть, они не получили такого распространения.

То, что Юрий Александрович говорил в отношении «семи нозологий». Я ещё раз хотел бы подтвердить, что это было важное и довольно трудное решение, которое, на мой взгляд, не просто реализовано, а реализовано неплохо. И хорошо, что Вы об этом сказали. У нас никогда этого не было. И, к сожалению, люди с соответствующими заболеваниями просто умирали. И сейчас это проблема большая, но всё-таки сейчас это сдвинулось – это очень хорошо. Нам, конечно, нельзя это потерять.

Поэтому в целом я готов поддержать любой выбор, который будет экономически просчитан, я имею в виду, включая и расширение этих «семи нозологий». В конце концов всё равно это счётная позиция, если это будет 7,5 или 8 нозологий, давайте подумаем. В общем, это консолидированное решение, которое должно помочь определённому количеству людей, лечение которых стоит больших денег.

Работу продолжим. Когда у нас там президиум Совета?

РЕПЛИКА: В понедельник.

Д.МЕДВЕДЕВ: Тогда будем считать, что на президиуме Совета эту тему завершим с выходом соответствующих поручений.

Всем спасибо за участие.

Пресс-служба Президента России

Версия для печати
Главное