3 ноября 2010 | Архив

«Несогласным» президентам дали на раздумье пять лет

Госдума в первом чтении одобрила законопроект, запрещающий главам регионов называться президентами. Субъекты РФ должны в течение пяти лет привести свое законодательство в соответствие с новой федеральной нормой. Длительный переходный период политолог Виталий Иванов считает результатом компромисса, который позволяет сохранить лицо как противникам переименования, так и Центру.

Законопроект, одобренный Госдумой в первом чтении, устанавливает, что наименование должности главы региона не может содержать слова «президент». При этом субъекты федерации вправе самостоятельно определять, как называть свое высшее должностное лицо с учетом исторических, национальных и иных традиций. При этом устанавливается переходный период сроком на пять лет, в течение которого регионы должны привести свое законодательство в этой части в соответствие с федеральным.

Напомним, первым главой региона, добровольно отказавшимся от президентского статуса, стал лидер Чечни Рамзан Кадыров. Парламент республики 2 сентября принял решение о переименовании должности руководителя ЧР, и теперь Кадыров официально именуется главой республики. С 1 января 2011г. президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров также станет называться главой республики.

Практически все руководители северокавказских республик готовы отказаться от названия «президент». Не поддержали эту идею в Бурятии. Местный парламент не принял поправки в региональную конституцию о переименовании президента республики в главу, хотя об этом депутатов просил сам руководитель Бурятии Вячеслав Наговицын. Нежелание отказываться от президентского статуса продемонстрировал и Татарстан. Руководитель региона Рустам Минниханов открыто свою позицию не высказывал, но его пресс-секретарь Андрей Кузьмин заявил, что в Татарстане есть конституция, в которой написано, что «высшим должностным лицом республики является президент». «Никаких инициатив по внесению изменений в основной закон республики, связанных с наименованием руководителя региона, а именно президента, в Татарстане нет», – отметил пресс-секретарь Минниханова. Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев выразил сомнение, что региональный парламент согласится вносить изменения в конституцию республики.

Однако председатель госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин 2 ноября сообщил «Коммерсанту», что республика все-таки готовится к правке местных законов. «Речь идет не только о президентстве, но о концептуальном усилении конституции как основного закона, по которому живет республика», – заявил он. Завершиться эта работа, по словам спикера, может «завтра, после думских выборов, после выборов президента России».

Как считает директор Института политики и государственного права Виталий Иванов, законопроект, запрещающий главам регионов называться президентами и предусматривающий пятилетний переходный период, – результат компромисса, «при котором все, как считается, смогут сохранить лицо».

«С одной стороны, лицо должен сохранить федеральный центр и все те, кто вписались в тему переименования должностей глав республик. То есть они должны быть победителями: заявили, сделали, довели до конца, – сказал «Клубу Регионов» Виталий Иванов. – Но с другой стороны, есть же серьезные люди, которые будут чувствовать себя при этом не очень удобно, не очень приятно. В первую очередь это Татарстан, конечно. Для них президентство – важный индикатор их политической состоятельности. Им это президентство дорого как память, и, конечно, просто так расставаться им с ним не хочется».

По мнению эксперта, длительный переходный период позволит Татарстану, «по крайней мере сейчас, примириться» с перспективой переименования должности главы республики «в логике небезызвестной сказки про Ходжу Насреддина». «То есть: пять лет, а там, глядишь, как вы помните, либо эмир, либо ишак, либо я сам, так сказать, уйду к Аллаху. Им будет казаться, или они у себя в Татарстане смогут убеждать публику, что, глядишь, за пять лет подход изменится и мы свое президентство сохраним, – пояснил Иванов. – А почему для Москвы это компромисс: глядишь, за пять лет татары, так сказать, успокоятся и все переименуют».

По мнению президента фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, предусмотренный законом долгий переходный период вызван «бессмысленностью инициативы», запрещающей главам регионов называться президентами. «Поскольку нет никаких рациональных аргументов в пользу того, чтобы навязывать территориям вопросы устройства их органов власти, решили не передавливать со сроками ввода (новых требований закона) и решили оставить большой переходный период. В целом я думаю, что эта инициатива, как и инициатива унификаций названий парламентов, она достаточно странная. Она исходит из такого ложного понимания федерализма не как элемента самоорганизации различных территориальных обществ, а как синонима властной вертикали», – сказал Михаил Виноградов «Клубу Регионов».

Отметим, из 83 субъектов России 21 – республики. Статус президента пока имеют главы Бурятии, Башкирии, Марий Эл, Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Якутии, Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Председатели правительств – в Туве и Хакасии. Высшие должностные лица Карелии, Коми, Мордовии, Республики Алтай, Калмыкии, а теперь и Чечни называются главами республик.

Версия для печати