29 июля 2008 | Архив

«Государство должно быть абсолютно нейтральным ко всем участникам рынка»

Председатель Правительства России Владимир Путин провел заседание президиума Правительства Российской Федерации. На заседании премьер-министр потребовал скорее принять закон о трансфертном ценообразовании, чтобы не допускать ситуаций, подобных той, что сложилась с компанией «Мечел».

Кабинет министров обсудил государственную целевую программу по производству высокотехнологичных материалов для боевой техники до 2015г. По словам Владимира Путина, Россия должна обеспечить себе независимость от импорта при выполнении заказов оборонной промышленности.

Участники заседания обсудили вопрос развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса до 2013г. и приняли решение, что уже на этой неделе Минэкономразвития представит правительству концепцию создания в России международного финансового центра.

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), Вы в Пекине были. Расскажите, пожалуйста, об этой поездке. И по Болгарии вести позитивные. Расскажите, пожалуйста.

И.И.Сечин: В соответствии с договоренностью Президента Российской Федерации с Председателем КНР, а также Вашим поручением, я совершил 26-27 июля рабочую поездку в Китай. Состоялась встреча с главой китайского правительства Вэнь Цзябао, в ходе которой я передал Ваше послание. Китайские партнеры ждут встречи с Вами для обсуждения ключевых тем сотрудничества в торгово-экономической сфере и подготовки 13-й встречи глав правительств в Москве в октябре этого года.

На переговорах с моим коллегой, заместителем Премьера КНР Ван Цишанем обсудили принципиальные вопросы по функционированию механизма энергодиалога. Условились, что новый инструмент выльется в концепцию механизма регулярных встреч глав правительств. Сопредседатели энергодиалога будут иметь двух заместителей. С нашей стороны – С.В.Кириенко и С.И.Шматко, с китайской стороны – председатель комитета по развитию реформы Джан Пинг и руководитель Госкомитета по энергетике. Рабочие секретариаты будут находиться в Минэнерго России и в Государственном управлении по энергетике КНР.

Также обсудили с вице-премьером Ван Цишанем основные вопросы сотрудничества в нефтяной, газовой, электроэнергетической отраслях и в атомной энергетике.

Работа по продвижению отдельных проектов была продолжена на встречах с первыми лицами Китайской национальной нефтяной корпорации, нефтехимической компании «Синопек», Китайской корпорации ядерной промышленности. В этой работе мы исходим из необходимости выполнения сторонами всех достигнутых договоренностей на высшем уровне. Входивший в состав делегации В.Д.Миловидов, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам, провел дополнительные переговоры с руководителем Центробанка Китая и со своим китайским коллегой по вопросу расширения рублевой и юаневой зон в расчетах товарооборота между нашими странами. Договорились об активизации работы на этом направлении с тем, чтобы обеспечить подписание необходимых документов в ближайшее время.

Очередной раунд энергодиалога должен состояться в Москве перед Вашими консультациями с Премьером КНР.

В.В.Путин: Когда планируется встреча?

И.И.Сечин: Где-то в конце октября текущего года.

Как Вы сказали, положительные известия пришли из Болгарии. 25 июля болгарский парламент подавляющим большинством – 140 голосами «за» при 42 «против» и 2 воздержавшихся – ратифицировал подписанное 18 января в Софии Соглашение о сотрудничестве при сооружении газопровода «Южный поток».

В.В.Путин: Поаплодируем нашим болгарским коллегам.

И.И.Сечин: Сегодня также, Владимир Владимирович, готов доложить, что, в соответствии с Вашим поручением, которое Вы дали 18 июня на совещании по электроэнергетике, состоялось избрание рабочих органов Совета рынков по электроэнергетике. Председателем исполнительного органа назначен Д.В.Понамарев. Председателем наблюдательного Совета рынка назначен С.С.Белобородов.

В.В.Путин: Хорошо. Надо, чтобы Совет рынка заработал и начал исполнять те функции, которые на него возложены. С учетом режима подготовки к зиме нужно, чтобы этот механизм был действенным. По поводу подготовки к зиме мы еще поговорим.

А пока, Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Шувалову), расскажите о поездке в Краснодар и о том, что там вообще было. Потому что вопрос очень важный – взаимодействие сельхозпроизводителей, переработчиков, крупных торговых сетей. Пожалуйста.

И.И.Шувалов: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Президиума. По Вашему поручению, Владимир Владимирович, мы с В.А.Зубковым провели совещание в Краснодаре 25 июля. В совещании также принимали участие Министр промышленности и торговли и Министр экономического развития. Мы работали первый раз в таком формате. Мы пригласили объединения и конкретных производителей сельхозпродуктов, переработчиков сырья и представителей крупнейших торговых сетей.

Мы обсуждали те сложности, с которыми сталкиваются производители продуктов питания, продвигая свою продукцию до потребителей через торговые сети. Разговор был достаточно жестким и предельно откровенным. И много конкретных условий, по которым работают торговые сети с производителями продуктов питания, были признаны несогласованными. То есть, производителям продуктов питания навязываются различные условия. Они содержатся в договорах.

В.В.Путин: Условия навязываются торговыми сетями?

И.И.Шувалов: Да. И при заключении таких договоров поставщики, как правило, не могут влиять на изменение этих договорных условий. Сами представители торговых сетей согласились с тем, что такие условия ограничивают конкурентную среду, что они носят дискриминационный характер. Они взяли на себя обязательства незамедлительно начать работу с тем, чтобы такие договорные условия менять как можно быстрее.

Вместе с этим, они объяснили природу таких условий – каким образом они появились, с какими сложностями они сталкиваются на рынке в настоящий момент. Мы им предложили – и они согласились, – что в ближайшее время представители добровольных объединений сельхозпроизводителей, переработчиков сырья и торговых сетей сядут за стол переговоров и выработают добровольно кодекс цивилизованного поведения, справедливые правила торговли. Такие правила и такие кодексы существуют в других странах. Этот кодекс будет представлен широкой общественности и Правительству в ближайшие месяцы.

Вместе с этим, мы договорились, что нам этого недостаточно. И тот проект федерального закона о торговле, который в настоящий момент разработан, надо доработать и все-таки предложить Федеральному собранию принять специальный акт, который бы определял основные цивилизованные правила поведения на этом рынке.

Мы исходим из того, что те нормы, которые сегодня предлагаются в этом проекте, скорее, ограничивают торговые сети в развитии, что в конечном итоге будет еще менее благоприятно сказываться на развитии конкурентной среды в стране. Поэтому мы договорились с Виктором Борисовичем (В.Б.Христенко) и другими коллегами, что мы будем дорабатывать законопроект, имея в виду развитие торговых сетей. Поскольку у нас в среднем сегодня торговых площадей меньше в два раза, чем в Европе, и приблизительно в 10 раз – чем в США, нам надо развивать торговые сети. Поэтому нужно создавать такие правила, которые будут способствовать их развитию, но, с другой стороны, не будут ставить в униженное положение сельхозпроизводителей. Поэтому мы будем предлагать их к принятию. Владимир Владимирович, просим срок – до 1 декабря.

В.В.Путин: Хорошо. Это очень важный вопрос. Я просил бы Виктора Алексеевича Зубкова уделить ему особое внимание. Мы прекрасно понимаем, что монополизм на рынке, некоторые другие факторы, например, трансфертное ценообразование – все это внутренние факторы высоких цен на различные товары, в том числе на товары первой необходимости.

Вы знаете, совсем недавно я проводил совещание по развитию металлургической промышленности. Там тоже есть свои проблемы. Я уже упомянул прямо на совещании: одна из компаний продает свой продукт на внешний рынок в несколько раз дешевле, чем внутренние цены. Мне принесли сегодня справки. В несколько раз – это мягко сказано. При внутренней цене 4 100 руб. продают за границу – себе же самим, своим собственным оффшорным компаниям, в данном случае в Швейцарии, – по цене 1 100 руб. То есть, в четыре раза дешевле. А потом тут же продают по мировым ценам по 323 доллара. Ну, куда это годится?! Это что такое?! Это снижение налогооблагаемой базы внутри страны и уход от налогов. Бюджет недополучает. Это создание дефицита на внутреннем рынке и, значит, рост цен на металлургическую промышленность, которая отражается на цене товара по всему спектру – не только там, где есть металл.

То же самое касается продуктов питания. Мало того, что на внешних рынках неблагоприятная ситуация – и в сырьевой области, и с продуктами питания – мы еще внутри страны не можем, как следует, порядок навести.

Мы уже давно обсуждали необходимость принятия закона о трансфертном ценообразовании. Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), пожалуйста, что здесь происходит?

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, Вы давали поручение о подготовке изменений в налоговый кодекс, связанных с трансфертным ценообразованием. То есть ставил бы под контроль ценообразование, складывающееся в сделках между взаимозависимыми лицами. И с таких сделок уплачивались бы налоги, как со сделок по рыночным ценам. Чтобы в рамках таких операций между взаимозависимыми лицами, как правило, внутри одной компании – холдинга или дочерней компании – цены не занижались.

В первую очередь, такие сделки со своими дочерними компаниями совершаются вне территории таможенной зоны Российской Федерации. Как правило, это облегчает сокрытие реальной цены, по которой такие товары продаются дальше. В настоящем действующем законодательстве есть статья, которая требует контроля и гласит, что цены не должны отклоняться от рыночных на 20%. Но в этой статье очень нечетко прописаны механизмы контроля, и они, по сути, в обычной судебной практике не используются.

В рамках подготовки этих изменений сейчас мы имеем возможность внести новый законопроект, который учитывает действующий, современный, в том числе международный, опыт по контролю за такими сделками в целях налогообложения. Хочу также заметить, что этот законопроект не ограничивает свободу самообразования для таких компаний, но предписывает уплачивать налоги как с рыночной цены.

На совещании у Первого заместителя Председателя Правительства И.И.Шувалова мы согласовали основной принцип такого законопроекта. К 15 сентября мы готовы внести его в Правительство и дальше – на рассмотрение в Госдуму.

В.В.Путин: Я при этом хотел бы отметить следующее: во-первых, не должно быть никакой кампанейщины. Работа должна быть спокойной, ритмичной, вестись в рамках запланированных нами мероприятий. Во-вторых, государство должно быть абсолютно нейтральным ко всем участникам рынка и не допускать ни для кого никаких административных преференций. Правила игры должны быть понятными, ясными и прозрачными для всех. Роль государства – разработать и защищать эти правила при обязательном соблюдении интересов самого государства.

Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.С.Набиуллиной), что у нас на рынке происходит?

Э.С.Набиуллина: На этой неделе – до 1 августа – мы внесем в Правительство проект концепции по созданию в России международных финансовых центров. Учитывая те цели и задачи, которые мы ставим до 2020 года, нам, конечно, нужен мощный финансовый рынок. В этом смысле создание международного финансового центра – это один из приоритетов, который позволит увеличить базу капитализации экономики и расширит возможности доступа к финансовым ресурсам наших компаний.

Сейчас работа по концепции ведется. Она предполагает работу по многим направлениям. Первое – это, собственно, развитие финансового рынка. Здесь важны и прозрачность регулирования, о которой Вы говорили, и понятность правил игры. Нам нужно расширять перечень финансовых инструментов для того, чтобы они были привлекательными для отечественных и зарубежных инвесторов. Развивать инфраструктуру финансового рынка, налогообложения.

Если мы говорим о создании международного финансового центра, то здесь кроме усилий, направленных на развитие этого рынка, важны и несколько других факторов, в том числе, касающихся в целом макроэкономической стабильности. Все финансовые инструменты – снижение инфляции, устойчивость банковской системы, развитость транспортной и социальной инфраструктуры – все это имеет значение для создания в стране крупного финансового центра. Также важны образованные кадры.

На этой неделе подобная концепция будет внесена. Если она будет одобрена – то уже сейчас мы готовим план-график действий для создания этого центра. Все это позволит развивать в России собственный мощный финансовый рынок, увеличивать капитализацию.

В.В.Путин: Вы, наверняка, знаете мнение экспертов. Для того, чтобы здесь у нас был создан хотя бы один из региональных финансовых рынков, нужно развивать торговлю нашими экспортными товарами за рубли. Это есть в концепции?

Э.С.Набиуллина: Создаются биржи и, конечно, нам нужно расширять сферу расчета рублями за наши товары. Сейчас такая работа идет. Она идет в контексте создания международных финансовых центров. Эта работа важна и сама по себе.

В.В.Путин: Нужно разговаривать и с основными экспортерами с тем, чтобы они внедряли в практику своей деятельности именно такие расчеты.

Э.С.Набиуллина: Проверим и проработаем.

В.В.Путин: Хорошо.

Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), по поводу рынка зерна.

В.А.Зубков: Спасибо, Владимир Владимирович.

По уборке урожая. В Краснодаре накануне большого совещания, которое мы проводили, и о котором говорил Игорь Иванович, были рассмотрены вопросы не просто уборки урожая, но и формирования рынка зерна в России. Помимо заинтересованных министерств и ведомств в совещании приняли участие союзы, ассоциации производителей регионов России.

В текущем году в России мы имеем положительную динамику не только увеличения валового сбора урожая зерна, но и по другим направлениям. Валовый сбор зерна в этом году может достигнуть и превысить 85 млн. тонн, что значительно больше, чем в прошлом году. Причем, как отмечалось на совещании, наблюдается рост по всем культурам. Особенно важно, что увеличение весной площадей по кукурузам на полмиллиона гектаров позволит получить около 2,5 млн. тонн этого ценного продукта, который крайне необходим для производства комбикормов. Раньше этого продукта у нас не хватало.

Рассмотрены вопросы формирования баланса спроса и предложения на зерно как на федеральном, так и на региональном уровне. Определены необходимые объемы формирования рынка зерна – на продовольственные цели, на производство комбикормов для животноводства и птицеводства, на семенные и экспортные цели.

Минсельхозу поручено в середине августа приступить к созданию интервенционного фонда по продовольственному зерну – не менее 5 млн. тонн продовольственного зерна и не менее 3 млн. тонн фуражного зерна. А также учитывать и применять государственные меры таможенного тарифного регулирования при экспорте зерна. Все это позволит в определенной мере стабилизировать цены на муку для производства хлебобулочных изделий, а также, в определенной мере, на продукцию животноводства и птицеводства.

По ряду проблем, которые поднимались на совещании, даны соответствующие поручения, установлен контроль за их выполнением.

В.В.Путин: Финансовые средства для приобретения зерна для возможных интервенций?

В.А.Зубков: Имеются в полном объеме.

В.В.Путин: Хорошо.

Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Н.Козаку), как идет подготовка к зиме?

Д.Н.Козак: Подготовка к зиме ведется уже вторую неделю. Работа идет в соответствии с поручениями, которые были даны на заседании Президиума Правительства. Прежде всего, мы работаем с субъектами Федерации, которые находятся в высокой степени зависимости от цен на энергоресурсы. Мы договорились, что к 10 августа они представят согласованные с Министерством финансов предложения. Задача поставлена 6 августа – чтобы все материалы и документы были подготовлены. Чтобы мы, с одной стороны, не потратили лишние деньги, с другой – чтобы подготовились к приближающейся осени.

Также сегодня надо учитывать – в прошлый раз мы не затронули эту тему – существенную помощь в подготовке к зиме оказывает Фонд содействия реформе ЖКХ. На сегодняшний день уже 50 субъектов Российской Федерации получили соответствующие субсидии на капитальный ремонт ветхого и аварийного жилья. 50 субъектов – это с учетом того, что мы начали реализовывать Закон только в конце прошлого года, когда практически все региональные бюджеты были утверждены. В этом году они должны были пересматриваться с учетом реализации программы реформирования.

В.В.Путин: И они это сделали?

Д.Н.Козак: Да, они это сделали. При этом 50 субъектов разработали программу реформирования жилищно-коммунального комплекса, представили ее и защитили в Фонде. На сегодняшний день Фонд приступил к мониторингу реализации этих программ. Субъектам было выделено 27,4 млрд. рублей из федерального бюджета, с учетом софинансирования – 44,3 млрд. на капитальный ремонт.

В этом году должны быть отремонтированы 24 тысячи домов. В настоящее время уже приступили к ремонту более 7 тысяч домов. Ликвидированы 262 аварийных дома. В принципе, программа реализуется в полном объеме. На этой неделе мы подпишем договоры еще с 9 субъектами. Они получат дополнительные средства.

Хочу сказать, что сегодня все регионы участвуют. Если вначале была задержка с Дальним Востоком, то сейчас он достаточно активно участвует в реализации этой программы. Северо-Западный федеральный округ тоже. Там мы провели совещание, активно с губернаторами включились в эту работу. Это тоже существенно. Ремонт каждого дома – это, в том числе, подготовка к зиме. Замена аварийного оборудования, реализация программы энергосбережения и так далее.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо. Александр Дмитриевич (обращаюсь к А.Д.Жукову), Вы будете проводить селектор по национальным проектам?

А.Д.Жуков: Да, Владимир Владимирович. В ближайшее время планируем провести несколько видеоконференций с регионами, посвященных ходу реализации национальных проектов. Во-первых, обсудим, как в первом полугодии шла реализация национальных проектов в разных регионах. Где-то – хорошо, где-то – не очень. Ну и главное, конечно, – о тех задачах, которые стоят перед регионами на второе полугодие этого года. Поговорим о выполнении национальных проектов и о дальнейшей реализации этих проектов уже в последующие годы. Сейчас уже идет работа над программами по здравоохранению, образованию.

В.В.Путин: И трехсторонняя комиссия проведет на этой неделе заседание по новым формам оплаты труда?

А.Д.Жуков: Да. Завтра состоится заседание Российской трехсторонней комиссии с профсоюзами и работодателями. Мы обсудим целый ряд важных вопросов, в том числе переход на новую систему оплаты труда.

С 1 декабря этого года мы, как известно, должны по всем федеральным учреждениям перейти на новые системы оплаты труда, которые дадут возможность руководителям этих учреждений значительно более гибко варьировать заработную плату в зависимости от качества и результата труда работников. При этом фонд оплаты труда увеличится на 30%, что даст возможность дополнительно стимулировать работников. Все эти вопросы мы завтра обсудим с профсоюзами и работодателями, выслушаем их пожелания, замечания на этот счет и учтем их при подготовке перехода.

В.В.Путин: Ну и соответствующие ресурсы должны быть выделены на все эти мероприятия. Надо, чтобы это было сделано своевременно.

Хорошо. Давайте перейдем к повестке сегодняшнего заседания. Мы рассмотрим несколько вопросов. Один из важнейших – это производство стратегических материалов для вооружения, военной и специальной техники.

Речь идет о выпуске композитов, легирующих добавок, смазочных и специальных материалов. Именно они позволяют создавать технику нового поколения, обеспечивают ее конкурентоспособность, высокую боевую эффективность и надежность.

В свое время наметилось отставание в развитии этого важнейшего сектора ОПК. Были утрачены некоторые технологии, снижены производственные мощности. К сожалению, были утрачены отчасти и квалифицированные кадры. В результате мы столкнулись с определенной зависимостью от иностранных поставщиков. И это в такой важной и чувствительной сфере, как оборонная промышленность.

Поэтому необходимо серьезно заниматься переоснащением предприятий, проведением перспективных научно-исследовательских работ.

Предложенный набор мер позволит поддержать и модернизировать этот важнейший высокотехнологичный сектор экономики России, обеспечить независимость от зарубежных поставок при выполнении оборонных заказов, укрепить ресурсную базу для перевооружения Армии и Флота.

Будет создано несколько тысяч новых рабочих мест, улучшены условия труда сотрудников. Речь идет о том, чтобы создать к 2015 году в этом секторе дополнительно 10 тыс. рабочих мест.

Для выполнения этих программ привлекаются ведущие российские оборонные предприятия. На одном из них я сегодня был. Это завод «Авангард». Здесь выпускают уникальное зенитное вооружение. Его производство просто невозможно представить без самых современных материалов. Мы сегодня с руководством предприятия об этом говорили.

Еще лет 5-7 назад там в цехах стояли лужи. Даже крыши не было. Производство практически сворачивалось, рабочие увольнялись. Сегодня предприятие возродилось, но это предприятие, так же как и другие, требует, конечно, нашего постоянного пристального внимания и поддержки.

Конечно, новые технологии найдут широкое применение и в гражданской сфере. Кроме того, будет сформирован дополнительный спрос на исследования в фундаментальной и отраслевой науке.

Вот это – первый вопрос, который мы обсудим сегодня.

Сегодняшнее обсуждение затронет также вопрос развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса до 2013 года.

Хорошо известно, как много здесь накопилось проблем. Честно говоря, на протяжении всех последних лет мы практически постоянно возвращаемся к этой проблеме. На низком уровне находится работа по воспроизводству водных биоресурсов. Серьезно устарела техническая база рыболовецких и рыбоперерабатывающих предприятий. Не выдерживают конкуренции «рыбные» терминалы наших морских портов.

Отсутствие адекватного правового регулирования привело к тому, что в отрасли вольготно чувствовали себя разного рода криминальные и полукриминальные структуры. При этом просто варварски расхищались наши рыбные ресурсы.

Резко увеличился импорт рыбной продукции. Доля импортной продукции на нашем внутреннем рынке – примерно 38%. А в крупных городах, мегаполисах, «миллионниках» эта доля доходит до 60%.

Российские компании экспортируют, главным образом, сырье с низкой добавленной стоимостью. А вот на наш рынок приходит гораздо более дорогая, уже переработанная зарубежная продукция – часто из нашего же сырья.

Для того чтобы изменить такое положение дел, уже предпринят ряд шагов. Запущен процесс обновления нормативно-правовой базы рыбохозяйственного комплекса. Надеюсь, это создаст основу для современной, цивилизованной экономической деятельности в этой сфере.

Однако очевидно, что только мер правового характера недостаточно. Нужно стимулировать инвестиционную и инновационную активность в отрасли. Поддержать необходимые научные и природоохранные проекты, включая возрождение научно-исследовательского флота.

Особое внимание предстоит уделить воспроизводству наиболее ценных пород рыб, прежде всего осетровых и лососевых. И без нашего прямого участия, в том числе финансового, здесь, к сожалению, тоже не обойтись.

Общий объем финансирования программы за пять лет должен составить приличную, кругленькую сумму – 62 млрд. руб. В том числе за счет средств федерального бюджета – 32,8 млрд. руб. Это свыше 52% от всего объема финансирования.

Планируется строительство и реконструкция 58 заводов для восстановления популяций осетровых и других видов рыб, строительство 27 единиц научно-исследовательских судов, 8 судов для воспроизводства биоресурсов, двух патрульных судов, 208 единиц малых плавсредств.

В результате реализации программы дополнительные поступления налогов в бюджеты различных уровней в 2014 году должны составить примерно 16 млрд. руб.

В результате реализации программы к 2013 году планируется почти трехкратное увеличение мощности «рыбных» терминалов наших морских портов. А доля отечественной продукции на внутреннем рынке должна достигнуть не менее 80%.

Целевые показатели Федеральной целевой программы подтверждают серьезность задач, стоящих перед отраслью. И для их достижения требуется ответственная и слаженная работа всех заинтересованных ведомств. Прежде всего, это касается Росрыболовства.

И, наконец, нам предстоит подготовить для представления Президенту и последующей ратификации пакет соглашений, направленных на формирование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Вступление в силу этих соглашений станет еще одним важным шагом к углублению интеграции в рамках ЕврАзЭС.

Давайте начнем работать.

Интернет-портал Правительства РФ.

Версия для печати
Главное