2 марта 2011 | Архив

Президент: задача регионов – двигаться к современной структуре занятости

Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам государственной политики в сфере занятости населения. Глава государства особо подчеркнул ответственность глав субъектов РФ за состояние на рынке труда: «Государственная политика в области занятости должна стать более гибкой, а меры поддержки безработных – более адресными». Президент поручил губернаторам разработать региональные программы самозанятости населения и программы поддержки предпринимательства. «Особое место среди инструментов государственной политики занимают региональные антикризисные программы по снижению напряжённости на рынке труда», – также заявил Дмитрий Медведев.

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день!

У меня такое ощущение, что с большинством присутствующих мы даже и не расставались. Я считаю, что мы этот месяц потратили недаром, по двум причинам. Мне самому удалось уточнить, каким образом реализуются меры по поддержке занятости в нашей стране. Надо признаться, что результат оказался лучше, чем я ожидал, во всяком случае по целому ряду программ: они не бумажные, они работают. Именно с этим связаны и те решения, которые предлагаются как итог сегодняшнего совещания. Мы занимались с вами целым рядом направлений в течение последнего месяца. Сегодня подведём итоги и сформулируем решения, которые, надеюсь, позволят повысить эффективность государственной политики на этом направлении и развить те проекты, которые в настоящий момент реализуются.

Ещё одна тема, о которой я прямо вначале хотел бы сказать, не теоретическая, а абсолютно практическая. В тех местах, где я общался и с руководителями центров занятости, и с теми, кто ищет работу и сейчас готов получить соответствующие меры господдержки, и с теми, кто уже эти меры господдержки реализовал, – все эти контакты как минимум у меня создают ощущение того, что большинство из получивших соответствующие субсидии сумели свой бизнес сохранить. Это, конечно, тоже отрадный факт. Но, конечно, меры по регулированию на рынке труда не могут сводиться только к тому, о чём я говорю. Поэтому я выделю несколько принципиальных моментов.

Первое. Не следует забывать, что переход к инновационной экономике приведёт к трансформации рынка труда. И у нас, как и в других странах, неэффективные и малооплачиваемые рабочие места будут замещаться новыми, которые соответствуют современным требованиям. Это объективная ситуация. Таким образом, в конечном счёте произойдёт перераспределение рабочих мест по всей экономике. В этом контексте задача бизнеса, регионов, Правительства России – создавать именно такие высокотехнологичные и современные рабочие места и планомерно, конечно, без каких-то перетрясок, без скачков двигаться к современной структуре занятости. В этом заинтересованы все: в этом заинтересован бизнес, который хочет повышать эффективность собственной деятельности; в этом заинтересовано государство, которое планирует занятость и распределение трудовых ресурсов, и, в конечном счёте, в этом заинтересованы сами люди, которые должны в нормальных местах трудиться и нормальные деньги зарабатывать.

Второе. Государственная политика в области занятости должна стать более гибкой, а меры поддержки безработных – более адресными. Об этом говорят все, и это абсолютно правильно. Нельзя просто деньги распределять неизвестно куда, понимая, что ещё не ясно, дойдут ли они до адресатов. Поэтому я обращаю особенное внимание на тех граждан, которые находятся в самом трудном положении на рынке труда: это женщины с малолетними детьми, это родители, которые имеют большое количество детей, это пожилые люди, это граждане, которые являются инвалидами, и те граждане, которые ухаживают за инвалидами. И, наконец, это просто молодые люди, которые только ищут свою работу после окончания учебного заведения или вступая в зрелую жизнь. Возможности для их трудоустройства должны быть расширены, в том числе за счёт профессионального обучения и повышения квалификации граждан.

Самая высокая доля длительно безработных граждан (более года) приходится на женщин – 56 процентов. И об этом необходимо помнить, в том числе членам Правительства, которые отвечают за этот вопрос и которые отвечают за другие вопросы, включая финансирование этих программ. Здесь абстрактных подходов быть не может: о людях надо думать, а не только о макроэкономических показателях.

Жители сельской местности на втором месте – 55 процентов. Мы находимся в Калмыкии. Здесь подавляющее большинство населения – это именно жители села, те, кто занят в аграрном бизнесе. И здесь, кстати, неплохими темпами двигаются проекты по государственной поддержке безработных на селе. Цифры, которые сегодня мне были озвучены, показались весьма приличными для Калмыкии, которая не является очень большой республикой. Речь идёт о создании тысяч новых рабочих мест, это хорошо.

Молодёжь (в возрасте от 16 до 29 лет) составляет почти четверть, инвалиды – 9 процентов, а жители монопрофильных городов, так называемых моногородов, – около 5 процентов.

Ещё одна категория людей, которая находится в непростых условиях, – это наши люди, наши граждане, специалисты, которые высвобождаются в ходе реформирования Вооружённых Сил и правоохранительных органов. Знаю, что есть предложения, как использовать их опыт в гражданской жизни, в тех же самых школах. Мы говорили, кстати, на предыдущем совещании на эту тему. Поэтому я поручаю Правительству совместно с субъектами Федерации разработать комплекс мер по содействию занятости для этой категории наших граждан.

Кроме того, следует подумать и о расширении возможности для трудоустройства жён военнослужащих. Я перед 23 февраля встречался с военнослужащими, специально позвал их вместе с жёнами. В общем, ситуация довольно типичная. Обычно это ситуация, которая заключается в следующем: супруги военнослужащих имеют хорошее образование, обычно высшее образование, но в то же время, если они вместе со своими мужьями находятся в отдалённых гарнизонах, в отдалённых войсковых частях, у них нет никаких возможностей для трудоустройства. Это, конечно, задача не для Министерства обороны – это задача для комплексного планирования, в том числе регионального комплексного планирования по созданию новых рабочих мест. И конечно, при увольнении военнослужащих в запас тоже.

В целом нужно более внимательно относиться к запросам наших граждан и создать такую систему, которая будет адаптирована к быстро меняющимся условиям, которая будет создавать механизмы, позволяющие гражданам надеяться на действенную помощь, на поддержку как общества, так и государства. Но при этом мы должны помнить, что такая помощь и поддержка должны оказываться тем, кто сам хочет себе помочь. Не просто так: вот, на – и до свидания. А только тому, кто сам готов к активному труду, безотносительно даже к социальному статусу, то есть человеку, который готов учиться и переучиваться, менять при необходимости свою профессию и даже место жительства.

Третье. Особое место среди инструментов государственной политики занимают региональные антикризисные программы по снижению напряжённости на рынке труда. Вы знаете, они в определённой ситуации позволили нам сохранить социальную стабильность, и в этом смысле нужно ценить всё, что было сделано. Они позволили всем нам пройти острую фазу кризиса. Сегодня очень важно повысить их эффективность и опять же ту же самую адресность, в том числе за счёт интеграции с другими программами, которые направлены на поощрение предпринимательской инициативы граждан, – например, по поддержке малого и среднего предпринимательства, по созданию малых предприятий в научной сфере, при университетах в соответствии с известным законом. Эта работа также должна координироваться Правительством России. Форма государственной поддержки оказалась действительно востребованной – я с этого начал, – и в сельской местности в особенности. При относительно небольших затратах эта мера даёт неплохой экономический и социальный эффект, и потом она всё-таки помогает ментальному изменению человека. Одно дело, когда мы просто платим пособие по безработице, человек получает его и как-то сводит концы с концами. А другое дело, когда на эти деньги человек создаёт собственное дело, за которое уже отвечает, осуществляет на свой риск, которое помогает трудиться ему и его близким. Это, конечно, гораздо ценнее, и эти деньги потрачены явно не напрасно.

Поэтому нужно такого рода программы продолжать. Мы только что говорили с Главой республики, эти программы (на будущее) всё-таки должны рано или поздно перемещаться в регионы. Да, мы их поддержим, и я такое решение приму. Они продолжатся. В конечном счёте это должны быть уже региональные программы, потому что это справедливо, это правильно. Но они должны быть комплексными. Они должны, во всяком случае сегодня, включать в себя три компонента: федеральный компонент (то, что мы уже делаем); региональный компонент (наши уважаемые коллеги, руководители регионов, должны обязательно уделять этому внимание, обязательно создавать собственные фонды, на это рассчитанные, пусть даже пока относительно небольшие) и, конечно, коммерческий компонент, а именно кредитование по линии банков, использование институтов развития для достижения этих целей. Поэтому надо повышать доступность этих институтов, финансовых средств, доступность кредитов и, безусловно, создавать благоприятные условия для найма помещений, для аренды земли, для лизинга оборудования, предоставлять консультативные услуги. Этим точно необходимо заняться регионам, используя льготные ставки по соответствующим договорам найма или аренды, стимулируя людей к тому, чтобы они оставались на родной земле и трудились здесь.

И, наконец, четвёртое. Одна из важнейших тем, о которых мы говорили, – это ситуация в моногородах. Я тогда дал поручение подготовить комплексные инвестиционные планы. Насколько я понимаю, сейчас это делается. Срок поручения ещё не истёк, я вчера проверил после нашего общения с членами Правительства. Я сегодня уже хотел оргвыводы сделать, наказать тех, кто не внёс, но оказалось, что срок ещё не истёк. Так что у них есть ещё несколько дней для того, чтобы это сделать. Надо проанализировать сами эти документы. Я так понимаю, что они достаточно сырые, потому что после того, как по шапке дают, люди лихорадочно что-то пишут, вносят – для того, чтобы сохраниться, но это не значит, что это качественные документы. Но в любом случае это уже сделано, пусть дорабатывают даже те документы, которые представили.

Александр Дмитриевич, я хотел бы, чтобы Вы лично это проконтролировали, а потом мне доложили, кто сделал всё, а у кого всё-таки руки не дошли. Тогда уже придётся наказывать.

Достаточно для начала разговора.

<…>

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги, два слова по поводу того, что звучало. В принципе многие из предложений, которые сделаны губернаторами, требуют внимательного анализа со стороны Правительства. Я хотел бы, чтобы Правительство посмотрело на те идеи, которые были высказаны в выступлениях глав субъектов Федерации, – я имею в виду все выступления, которые здесь прозвучали.

Что касается общей ситуации, буквально ещё два слова в развитие того, что было сказано Михаилом Викторовичем [Шмаковым] и Александром Николаевичем [Шохиным].

По моногородам. Тема очень сложная. Надо, чтобы эта тема всё время находилась в поле зрения Правительства и глав субъектов Федерации. Тема не на один месяц и не на один год. Такой баланс трудовых ресурсов сформировали до нас. Ситуация изменилась. Люди в этом ни в чём не виноваты. Но в то же время нам нужно продумать вопросы создания эффективных рабочих мест в монопрофильных городах. Как это сделать? Как мы и планировали: через эти комплексные планы, которые предполагают развитие бизнеса в этих регионах. Но они должны быть не формальными и должны быть не для того, чтобы отчитаться перед центром – это должны быть работающие документы. Ещё раз хотел бы сказать, что это наша общая задача. Но наваливаться нужно на неё по всему периметру. Мы там только один город почему-то упоминаем в этом контексте. И вот снова это прозвучало. Это неправильно. Если даже с одним городом до конца не разобраться, то о чём говорить тогда по всей территории. Надо, чтобы все моногорода находились под постоянным контролем, а не только Пикалёво, иначе мы эту проблему не решим.

Я согласен с тем, что было сказано руководителем нашей профсоюзной системы в отношении низкой заработной платы. Конечно, это вопрос очень сложный, он касается в целом общего делового климата и экономического состояния нашей страны. Но, в конечном счёте, низкая заработная плата остаётся тормозом. И в общем и целом нужно, чтобы все, кто имеет к этому отношение (а это государство, это работодатели, это профсоюзы), оказывали влияние на все эти процессы, создавали такую атмосферу, которая будет в конечном счёте способствовать росту заработной платы. Потому что все эти заклинания о том, что мы и так за последнее время выросли, мы хорошо развиваемся, рост заработной платы у нас не соответствует росту производительности труда, – изолированно они все, наверное, справедливы как минимум отчасти, но в совокупности не вполне справедливы. Потому что мы понимаем, что в целом размер заработной платы у нас ещё очень существенно отстаёт от стран, к экономическим показателям которых мы стремимся.

Тем не менее необходимо делать и то, о чём говорят наши предприниматели, о чём говорил Александр Николаевич по поводу налоговой нагрузки на бизнес и создания необходимого инвестиционного климата. По ставкам для бизнеса, включая малый и средний бизнес, сейчас Правительство работает. Я не буду предвосхищать результаты. Здесь, конечно, требуются отдельные решения с учётом текущей экономической ситуации, но тем не менее отдельные и выверенные решения.

По частным вещам, о которых Александр Николаевич говорил, типам аккредитации программ профильного образования и некоторым другим. Я это всё поддерживаю и хотел бы, чтобы Правительство это изучило и представило свои предложения. Потому что здесь нам нужно ориентироваться на позицию работодателей, на позицию предпринимательского сообщества, потому что именно они заинтересованы в создании современных рабочих мест и именно они являются главными заказчиками. Их позиция в этом смысле является таким оселком, на котором будут проверяться наши усилия в этой сфере.

Хотел бы, чтобы Министерство обороны всё держало под контролем по линии занятости и переобучения тех военнослужащих, которые увольняются в запас (это большие процессы). И не только из Министерства обороны: конечно, речь идёт и о некоторых других ведомствах – скажем, Министерство внутренних дел, где тоже довольно значительное число должностей сокращается. Но по Минобороны это отдельная тема.

И, самое главное, то, чем мы с вами занимались в последнее время, должно воплотиться в определённые решения. Сейчас я их назову для того, чтобы все присутствующие и, естественно, те, кто напряжённо следит за этой темой, были в курсе.

Я подпишу довольно объёмный перечень поручений, касающийся политики в сфере занятости. В частности, Правительству необходимо будет представить предложения по разработке и механизмам реализации с 2012 года мер по обеспечению занятости населения, включая организацию профессионального обучения работников в условиях модернизации производства; по адресным мерам по содействию занятости населения в субъектах России с напряжённой ситуацией на рынке труда (подчёркиваю, адресным мерам); по оказанию безработным гражданам поддержки при открытии собственного дела (это в продолжение того, чем мы занимаемся, мы от этого не отказываемся, хотел бы специально об этом заявить, чтобы это все слышали); по предоставлению права женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет, пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости – исходя из того, о чём я сказал вначале (у нас самая объёмная категория безработных – это, к сожалению, женщины); по расширению возможностей трудоустройства незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и многодетных родителей.

Также предполагается внесение в установленном порядке изменений в законодательство, предусматривающие совершенствование правового регулирования труда работников, работающих вне производственного помещения работодателя. Необходимо также обеспечить координацию деятельности по реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, по региональным программам по снижению напряжённости на рынке труда, в части содействия самозанятости безработных граждан, по созданию мероприятий в рамках организации собственного дела в сфере сельского хозяйства, поддержке малых форм предпринимательства в сфере науки и других действующих программ. Нужно заняться мониторингом эффективности реализации программ, направленных на поддержку предпринимательской инициативы граждан и, прежде всего, на оценку влияния этих программ на обеспечение занятости. Нужно отлаживать систему статистического наблюдения за показателями, которые отражают создание новых рабочих мест включая места высокопроизводительные.

Я полагаю правильным сохранить на 2012 год предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в объёмах не ниже предусмотренных бюджетом на текущий год на финансирование комплекса мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Несмотря на то, что мы прошли активную фазу кризиса, но я считаю правильным сохранить эти субсидии.

В целях расширения льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства также нужно будет рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании, преимущественно из внебюджетных источников, программы госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» по финансированию малого и среднего предпринимательства. Мы обсуждали в прошлый раз эту тему, сегодня не затронули. Но эта программа должна быть также сохранена обязательно.

Нужно будет представить предложения по включению в программы обучения в профессиональных образовательных учреждениях практики учащихся по получаемой профессии и по оценке качества и доступности государственных услуг в области занятости населения, которые оказываются органами службы занятости.

По моногородам. Необходимо будет формировать дополнительные механизмы поддержки реализации комплексных инвестиционных проектов моногородов, в том числе по предоставлению государственных гарантий Российской Федерацией по кредитам, которые привлекаются теми компаниями, которые занимаются реализацией инвестпроектов в этих моногородах. Всё это нужно подготовить к 1 апреля текущего года. Это поручение Правительству России.

Также Правительству нужно разработать меры по проведению профессиональной ориентации учащихся учреждений общего образования – то, чем когда-то в советские времена занимались и чем занимаются сейчас хуже гораздо. Предусмотреть также мероприятия по повышению доступности для граждан качественных образовательных услуг с целью повышения профессиональной мобильности таких услуг и сети образовательных учреждений, которые осуществляют различные программы подготовки.

Нужно провести отбор лучших практик деятельности центров содействия трудоустройству выпускников учреждений образования. Я посмотрел – в целом, честно говоря, меня порадовало, как эти центры работают. Я, откровенно говоря, опасался, что всё это более кондовое и такое «советское». Понятно, что к приезду Президента готовятся, я всегда на это поправку делаю. Но тем не менее всё-таки как минимум общение идёт уже на новом языке. И это хорошо.

Нам нужно разработать и обеспечить реализацию мер по содействию занятости высвобождаемых сотрудников милиции и военнослужащих (то, о чём я говорил), проработав вопрос о трудоустройстве бывших военнослужащих. Это тоже поручение Правительству и главам субъектов Федерации.

Нам нужно расширить перечень программ профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования, которые подведомственны Министерству обороны. Об этом говорили во время моей встречи в центре занятости в Подмосковье. То, к каким специальностям готовят (а речь, по-моему, шла о Приморском крае, если я правильно помню), людей не устраивает. Зачем загонять всё в какие-то избыточные, жёсткие рамки? Постарайтесь к этому подойти более открыто и незашоренно.

Нужно проработать вопрос о создании в субъектах нашей страны центров социальной адаптации увольняемых военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Здесь также ответственным является Председатель Правительства, и Министр обороны, и, естественно, Министр внутренних дел.

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Федерации разработать меры по поддержке занятости, которые направлены на повышение качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, решение вопросов размещения рабочей силы и размещения государственных учреждений службы занятости в административных зданиях, которые отвечают необходимым требованиям. Как я понимаю, с этим есть проблемы. Нужно этим заняться будет.

Также нужно посмотреть на вопрос создания и эффективного функционирования малых предпринимательских форм, индивидуальных предпринимателей в регионах, включая льготные условия аренды и выкупа помещений и земельных участков. Я об этом в своём выступлении говорил, большинство руководителей тоже об этом говорили. Это действительно важная тема, нужно стараться создавать всё новые и новые возможности для такого рода решений, направленных на поддержку малых предприятий.

И конечно, нам нужно обеспечить реализацию инвестпроектов в моногородах в рамках комплексных инвестиционных планов модернизации, которые предусматривают создание постоянных рабочих мест в отраслях, не связанных с градообразующими предприятиями. Это то, о чём мы говорили в самом начале. Надеюсь, что всё это также будет сделано. Вот такой набор поручений.

Сроки здесь достаточно жёсткие. По первому набору – это 1 апреля, по целому ряду других направлений конечный срок – 1 августа и 1 сентября. Расслабляться, в общем, всё равно некогда, поэтому хотел бы, чтобы вопрос занятости оставался в числе важных, главенствующих приоритетов для всех руководителей субъектов Федерации и, конечно, для руководства Правительства России. Спасибо.

Официальный сайт Президента России kremlin.ru

Версия для печати
Главное