16 апреля 2015

Мединский предлагает поставить точку «в череде шизофренических рефлексий о самих себе»

Глава Минкульта Владимир Мединский подробно объяснил причины, по которым ведомство поддержало решение об отзыве прокатного удостоверения для скандального фильма «Номер 44». «Не страна, а Мордор, с физически и морально неполноценными недочеловеками. <…> Так показана наша страна, та самая, которая только что победила в Великой войне», – прокомментировал Мединский увиденное на закрытом показе.

Министр культуры Владимир Мединский с воодушевлением поддержал решение российского прокатчика «Централ Партнершип» отозвать прокатное удостоверение для англо-американского фильма «Номер 44». Заявление главы Минкульта приводит пресс-служба ведомства.

Премьера фильма в России была запланирована на 16 апреля. Однако после того, как в Минкульте 14 апреля состоялся пресс-показ картины, ведомством совместно с прокатчиком было принято решение отозвать прокатное удостоверение, поскольку картина искажает историю «своеобразной трактовкой событий до, во время и после Великой Отечественной войны».

Действие в фильме происходит в СССР, где следователь Лев Демидов, которого играет известный актер Том Харди, расследует серийные убийства детей, чем вызывает подозрения советского руководства. Впрочем, сюжет в предельно идеологизированной картине вторичен. «Кратко о фильме, – рассказывает Мединский. – Среди главных действующих лиц – советские солдаты, водрузившие Знамя Победы над рейхстагом, а потом работающие следователями МГБ (в качестве прототипов угадываются Герои Советского Союза Михаил Егоров и Мелитон Кантария). В фильме есть всё что положено: Сталин устроил «голодомор» специально для Украины и убивает по 25 тыс. человек в день; голодающие дети, как вспоминают герои, поедают своих ослабевших одноклассников; в СССР запрещается расследовать уголовные преступления, потому что «у нас нет убийств, они есть только при капитализме»; советские солдаты-мародеры с пятью трофейными часами на запястьях; кровавые упыри с офицерскими погонами армии-победительницы и Звездами Героев расстреливают сограждан, соседей, друг друга и особенно геев (!) во дворах, на улице, в служебных кабинетах и просто мимоходом, на глазах их детей, «чтобы преподать урок»; запуганные советские женщины там отдаются советским же офицерам из страха, что за отказ их тут же отправят, «как принято», в ГУЛАГ».

Мединский считает, что в картине показана «не страна, а Мордор, с физически и морально неполноценными недочеловеками». «Кровавое месиво в кадре из каких-то орков и упырей – вот в такой стране происходит действие фильма от 30-х до 50-х гг. ХХ века. Так показана наша страна – та самая, которая только что победила в Великой войне, вырвалась в число мировых лидеров и вот-вот запустит первого человека в космос», – возмутился министр.

Мединский недоумевает, как получилось, что ранее ни у кого претензий к «Номеру 44» не возникло: «Фильм прошел всю предпрокатную технологическую цепочку – перевод, озвучку, пресс-показ, рекламную кампанию. И на каждом звене этой цепочки с ним имели дело наши люди. Наши сограждане. Современные, образованные, профессиональные люди. И «это кино» никого не задело! Как? Почему это могло случиться? Почему для каждого из этих десятков, а может, сотен человек содержание этого «произведения искусства» оказалось в порядке вещей?».

«Боюсь, это тот самый случай, когда «мы думали, что достигли дна, но тут снизу постучали». Но этого дна мы достигли сами. Мы сами смирились с тем, что вдыхаем, пьем отраву о своей истории и о своей стране – и убедительно – и добровольно себе объясняем, что это и есть воздух, это и есть вода. Что это и есть божья роса», – заявил министр культуры.

По мнению главы Минкульта, решение об отзыве прокатного удостоверения для скандального кино принципиально важно. «Мы должны наконец поставить точку в череде бесконечных шизофренических рефлексий о самих себе», – уверен Мединский.

Отметим, фильм снят по книге Тома Роба Смита «Ребенок 44». Особое внимание в ней, как и в картине, отводится тому, как в СССР при Иосифе Сталине работали секретные службы, преследовали геев и устраивали «голодомор». Смит в своем «Твиттере» сообщил, что не понимает реакции российского Минкульта: «Я не понимаю: а что я исказил? Голода не было? Преследования геев? Коррупции? Секретной полиции?».

Российских зрителей отзыв у картины прокатного удостоверения, судя по реакции интернет-пользователей, не очень расстроил. Однако в соцсетях сейчас разворачивается дискуссия о том, стоит ли запрещать российский прокат и других картин, в которых сценаристы и режиссеры сознательно искажают исторические факты.

Версия для печати
Главное