Максим Шевченко:  все разговоры губернатора Сипягина о коалиции растворились в ноябрьском воздухе
8 мая 2018

Павел Салин: Кураторство регионов к Мутко прицепили по остаточному принципу

Сменивший сферу приложения своих умений вице-премьер Виталий Мутко вряд ли будет заниматься развитием регионов, скорее, он сосредоточится на строительной сфере, которая ему более-менее понятна, считает директор Центра политологических исследований при Финансовом университете при правительстве РФ политолог Павел Салин. По мнению эксперта, если не будет создано отдельное министерство подобно упраздненному ранее Минрегиону, то Мутко будет уделять внимание этому направлению по остаточному принципу.

«Для регионов мало что изменится с приходом Мутко, я не уверен, что он будет уделять этому направлению достаточно внимания. Скорее всего, Виталий Леонтьевич как вице-премьер сосредоточится на строительной отрасли, а пространственное развитие, которым раньше занимался Дмитрий Козак, то тут надо смотреть структуру будущего правительства, потому что пока названы только ответственные по направлениям.

Как региональная политика будет реализовываться в составе правительства, пока вопрос открытый. В первую очередь он касается того, будет ли там воссоздан Минрегион или нет. Исходя из этого думаю, что, скорее всего, господин Мутко сосредоточится на той сфере, которая ему интересна и более-менее понятна. Строительство более конкретно и предполагает распоряжение конкретными бюджетами, а в сфере пространственного развития, если не будет создано отдельное министерство, он будет этому уделять внимание по остаточному принципу, поскольку, чтобы этим профессионально заниматься, нужно быть таким же жестким менеджером, как был Козак. Если же в каком-то виде будет воссоздано профильное министерство, то тогда вопросами развития регионов будут заниматься там.

Нужно понимать, что в сегодняшней конструкции российской власти на системном уровне регионы интересуют федеральный центр прежде всего с политической точки зрения. Центру важно, чтобы там сохранялась политическая стабильность, а этими вопросами занимается не правительство, а Администрация президента. Именно там и продуманная региональная политика, и взаимоотношения с регионами, и сеть кураторов за регионами, и прочее.

А в правительстве после упразднения Минрегиона как таковой региональной политики и не было, она построено на отраслевом принципе, и взаимодействие с территориями идет через отрасли. Чем министерство занимается, по той линии оно с регионами и контактирует. Иными словами, занимается ведомство финансами, так оно и строит регионы по финансовой части: вводит прямое управление, как в Хакасии, и так далее.

Что касается остальных назначений в правительстве, то, во-первых, мы видим, что перестановки пока не столь масштабны, как планировалось, поэтому говорить конкретно о потерях и приобретениях губернаторского корпуса пока рано. Не исключено, что в перестановки будет вовлечен и губернаторский корпус непосредственно. И кто-то из губернаторов получит портфель министра, или замминистра, или главы какого-то агентства, если это губернатор некрупного региона. Или наоборот кто-то из отставников получит назначение в регион, так что надо подождать.

Но если смотреть на то, что уже заявлено, то, наверное, стоит ожидать каких-то изменений в аграрно ориентированных регионах. Пока непонятно, кто возглавит министерство, во всяком случае пролонгация полномочий действующего министра Ткачёва под большим вопросом, поскольку и продажа «Магнита», и многое другое работают в минус. И вот тогда, в случае его ухода, сельскохозяйственным регионам, которые пользовались расположением министра, придется как-то перестраиваться под господина Гордеева. В противном случае их позиции заметно ослабнут. Выиграют, возможно, те, у кого со времен руководства министерством Гордеева были налажены связи, если, конечно, они за это время не потеряли свое кресло.

Что касается остальных вице-премьерских назначений, то отмечу, что сторонник жесткой бюджетной линии глава Минфина Антон Силуанов получил повышение до первого вице-премьера. Значит, можно уверенно говорить о продолжении жесткой финансовой политики в отношении регионов и о продолжении линии на введение прямого федерального управления с переводом на казначейское обслуживание бюджета.

В остальном из того, что пока анонсировано, трудно сказать, как это отразится на регионах и губернаторах».

Версия для печати