10 сентября 2010 | Архив

Андрей Альшевских: складывается впечатление, что Мишарин не собирается задерживаться в Свердловской области

Руководитель фракции КПРФ в свердловской облдуме Андрей Альшевских в интервью «Уралинформбюро» дал свою оценку эффективности управления регионом губернатором Александром Мишариным. Депутат также высказал свое мнение об инициативах Мишарина по введению института сити-менеджеров в городах области.

– Правящая партия традиционно обвиняет КПРФ во всех смертных грехах, уверяя, что именно коммунисты сеют ненужную смуту в народе. Насколько создаваемый единороссами образ соответствует действительности?

– КПРФ многие годы обвиняли в «раскачивании лодки», в расколе общества. Ситуация слегка изменилась лишь в начале мирового кризиса, когда все местные единороссы – от высокопоставленных функционеров до последних депутатов – неожиданно вспомнили о необходимости консолидации политических сил. Но эта консолидация носила странный характер. Нам предложили «не мутить воду», а наше мнение даже по самым ключевым вопросам, как и прежде, не интересовало областные власти.

Мы не враги родной Свердловской области. КПРФ готова к работе на ее благо. В партийных рядах есть профессиональные кадры, в частности директора предприятий. Не нужно от нас отмахиваться. Мы просили хотя бы ради приличия включать коммунистов в согласительные комиссии и рабочие группы. Но позиция представителей «Единой России» была однозначной: «Ребята, в сторонке постойте, мы сами с усами. Плевать нам на то, что творится в области. Лишь бы экономическая и социально-политическая сферы были под нашим контролем».

Мы и сегодня продолжаем стоять на своих позициях. Но теперь уже КПРФ призывает к консолидации, а «Единая Россия» упорно этому сопротивляется.

– В чем это проявляется?

– Самый яркий пример – планомерный развал единороссами системы пожарной безопасности региона. Мы на протяжении долгого времени призывали предпринять кардинальные шаги по улучшению материальной базы огнеборцев. Но представители правящей партии этого не делали. Более того, в начале кризиса одной из первых попала под сокращение программа по строительству пожарных депо.

Губернатор Александр Мишарин и его команда не торопятся исправлять ошибку. А депутаты ничего не могут с этим поделать. По инициативе единороссов в закон о правовых актах была внесена поправка, запрещающая Законодательному Собранию контролировать действия правительства.

Вопиющее наплевательство со стороны мишаринской команды привело к печальным результатам – весной этого года дотла сгорела деревня Сарьянка. Ее бывшим жителям по сей день не предоставлено новое жилье. В августе огонь стер с лица земли поселок Вижай. Десятки тысяч гектаров леса этим летом были объяты пожарами.

– Насколько стиль управления А.Мишарина оказался эффективен во время борьбы с летними пожарами?

– Он приводил к массовым припискам, очковтирательству и безразличию. Я побывал на многих пожарах, пообщался с простыми огнеборцами и руководителями оперативных штабов.

Оказалось, что, когда А.Мишарин требовал отчеты о текущей ситуации, мэры и руководители спецслужб давали указание составить их своим подчиненным. Последние писали в бумагах то, что от них хотели услышать, лишь бы угодить «барину»-губернатору. Мол, все хорошо, все под контролем. В результате информация из официальных сводок порой имела мало общего с действительностью.

Я лично видел, как пожарные ночевали под своими машинами, когда на улице уже были заморозки. У них не было нормальной еды. Руководители ряда муниципалитетов сообщали «наверх», что у них нет ранцевых распрыскивателей. Когда же я приезжал к ним, то наталкивался на горы лежащих на земле, никому не нужных ранцев.

После прихода А.Мишарина на пост губернатора приписки стали нормой работы местных властей. Временами на их основании составляются даже статистические сводки.

– Понесет ли кто-нибудь ответственность за ошибки, допущенные в ходе противопожарной кампании?

– Думаю, виновными за все будут «назначены» пожарные. Ну, может быть, одному-двум мэрам устроят показательную порку. Армия же чиновников, которая изображала видимость активной работы, получит лишь поощрения и премии.

– А.Мишарин упорно настаивает на внедрении в муниципалитетах постов сити-менеджеров. Нужна ли Свердловской области эта реформа?

– КПРФ – одна из немногих сил, которая призывает областные власти не заниматься сити-менеджерской ерундой. Бывший губернатор Эдуард Россель уже провел эксперимент, предложив ввести в пяти муниципалитетах «двухголовую» систему управления. Эксперимент показал, что она неэффективна, и экс-глава региона откровенно это признал.

И вот на смену Э.Росселю приходит А.Мишарин, который оживляет однажды провалившуюся реформу. Казалось бы, введи ты новую систему сначала на 2-3 территориях, проверь, как она действует, обкатай ее, исключив все возможные «минусы». Но нет, новому губернатору нужно все и сразу.

На первом же после летних каникул заседании облдумы я потребую пригласить на «правительственный час» А.Мишарина или председателя областного правительства Анатолия Гредина. Пусть они расскажут о проводимых ими в регионе реформах. Пусть обозначат, куда мы идем, ведь, похоже, кроме них ответа на этот вопрос не знает никто.

– Экспертов удивляет командно-административный стиль отношений А.Мишарина с главами муниципалитетов. Некоторые из мэров не выдержали давления и ушли в отставку. Насколько опасна эта тенденция?

– У меня складывается впечатление, что Александр Мишарин принимает только волевые решения. Кулаком по столу стукнул, сказал «я хочу так». И это «я хочу» начинают реализовывать.

В последнее время мэры начали увольняться «пачками». Многие не скрывают, что им надоело играть в «мишаринские» игры. Получается, что накануне нового отопительного сезона мы теряем систему управления муниципальными образованиями.

Кто придет вместо уволившихся глав? Сити-менеджеры? Пусть мне А.Мишарин покажет хотя бы одного сити-менеджера, более умного и квалифицированного, чем всенародно избранные мэры. Таких нет.

– Как всеобщая «ситименеджеризация» отразится на социально-политической обстановке в муниципалитетах?

– После проведения объявленной А.Мишариным реформы вся ответственность за творящиеся на местах безобразия, «проколы» и неудачи муниципальных властей будет лежать на нем. Мэр – своеобразный «буфер», спасающий губернатора от народного недовольства. Возьмем тот же Артемовский. Его бывшего главу Юрия Манякина горожане не любили, чехвостили. И у них были основания «склонять» мэра по всем падежам. Но люди понимали, что выбрали его сами.

Уволили Ю.Манякина, поставили сити-менеджера, кандидатура которого была согласована с губернатором. Наемный управленец подконтролен и подотчетен ему. Но ведь ничего не изменилось. В спасение артемовской коммуналки «вбухали» 125 миллионов рублей. Причем эти средства были выделены по смете министерства ЖКХ, а значит, отняты у других муниципалитетов.

На последнем совещании А.Мишарин признался, что административная реформа и массовые денежные вливания не возымели никакого результата. Артемовский к зиме не готов. В нем сохраняется безобразная коммунальная ситуация. Никуда не исчезли и проблемы с транспортом, дорожным строительством, социалкой.

Уже в ближайшее время народное недовольство будет концентрироваться на сити-менеджере, которого «подарил» городу губернатор. А это значит, люди начнут винить в своих бедах именно А.Мишарина. А раз глава региона назначается федеральными властями, то весь негатив перейдет на Президента РФ Дмитрия Медведева.

Я уверен, что в преддверии выборов депутатов Госдумы РФ и главы государства в Артемовском и других среднеуральских муниципалитетах начнутся акции протеста с политическими требованиями в адрес федеральных властей. После этого Кремль не погладит А.Мишарина по голове.

– Не перейдут ли в оппозицию А.Мишарину мэры, у которых губернатор изъял бюджетные деньги в пользу Артемовского?

– По моей информации, «возрождение» Артемовского лишило многие города бюджетных средств на развитие ЖКХ, транспорта, газификацию. Своими неуклюжими действиями А.Мишарин действительно настраивает против себя мэров. Я не исключаю, что вскоре губернатор именно эти муниципальные образования обвинит в плохой подготовке к зиме.

Возможно, в дальнейшем он будет перераспределять финансовые потоки в пользу территорий, где по его инициативе будут назначены сити-менеджеры.

– Есть ли хоть какое-то логическое объяснение таким странным действиям?

– У меня складывается впечатление, что нынешний губернатор не собирается надолго задерживаться в Свердловской области. Вполне вероятно, что все его шаги, потуги, инициативы направлены на то, чтобы как можно быстрее расставить своих людей на руководящие должности. Созданная административная сетка будет подчиняться непосредственно А.Мишарину, даже если он вскоре получит назначение в Правительстве РФ.

– Получается, что, подогревая протестные настроения в области, А.Мишарин играет на руку КПРФ. Не собирается ли партия выразить ему благодарность?

– В частности, благодаря именно А.Мишарину пенсионеры и инвалиды отзываются о любой власти только матюгами. Народ доведен до предела. Об этом свидетельствует яркий случай, когда нижнетагильский инвалид застрелил работника собеса из-за того, что в течение нескольких лет не мог добиться назначения социальной выплаты.

Не исключаю, что «партийный» вопрос Мишарина будет поднят на одном из заседаний бюро обкома. Вполне возможно, мы скажем: «Все твои усилия, губернатор, направлены на повышение рейтингов КПРФ. Вступай в наши ряды или оставайся в региональном отделении «Единой России» до полного его разложения».

uralinform.ru

Версия для печати
Главное