11 января 2013 | Архив

Подметание проходного двора

Предложенные Владимиром Путиным меры по борьбе с нелегальной миграцией могут создать финансовые проблемы нарушителям правил регистрации и владельцам «резиновых» квартир. Но очистить Москву и другие мегаполисы от нелегалов из ближнего зарубежья в условиях безвизового режима вряд ли возможно: как известно, чисто не там, где подметают, а там, где не мусорят.

Президент внес на рассмотрение Госдумы законопроект об усилении ответственности «за нарушение правил регистрационного учета граждан РФ по месту жительства или по месту пребывания и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства». По сути речь идет об очередной, на этот раз более решительной, попытке федеральных властей покончить с двумя известными явлениями – фиктивной регистрацией мигрантов в «резиновых» квартирах и проживанием вообще без прописки.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что только в 2011 году в России зафиксировано более 6,4 тыс. адресов, в которых зарегистрировано почти 300 тыс. граждан. То есть в каждой «резиновой» квартире как бы проживает в среднем 47 человек. На самом деле фиктивно прописанные там гастарбайтеры, как правило, из Средней Азии, живут по месту работы, то есть на стройках, рынках или в цехах по производству разнообразного контрафакта. А предприимчивый хозяин московской (петербургской и т.д.) жилплощади получает незаконную прибыль. Поскольку ее размер напрямую зависит от количества «жильцов», некоторые собственники прописывают у себя одновременно сотни приезжих. Где они все реально проживают и чем занимаются – не знают ни в ФМС, ни в полиции, ни в налоговой службе.

Предложенный Путиным законопроект вводит понятие «фиктивная регистрация» - то есть прописка без намерения реально проживать в этом помещении. Наказывать это правонарушение, после того как дума поддержит президента, будут в уголовном порядке – штрафом размером до 500 тыс. рублей или лишением свободы сроком до трех лет.

Далеко не все эксперты, успевшие высказаться в СМИ, верят в эффективность этих мер, но сама по себе необходимость борьбы с «резиновыми» квартирами почти ни у кого сомнений не вызывает. Гораздо более противоречивой оказалась реакция общественности на другую путинскую инициативу – ужесточение наказания за проживание без регистрации для граждан РФ. В Кодекс об административных правонарушениях ради этого планируется ввести дополнительную статью. Если человек живет не по тому адресу, где прописан, ему, согласно нововведениям, грозит штраф от 2 до 3 тыс. руб., а в Москве и Петербурге — от 3 до 5 тыс. руб. Еще более строгие санкции предусмотрены в отношении собственников жилья, сдающих квартиры таким вот нанимателям без регистрации: для граждан штраф до 5 тыс. руб. (в Москве и Петербурге до 7 тыс.), для юрлиц — до 750 тыс. руб. (в столицах - до 800 тыс.).

Представители оппозиции отреагировали болезненно – появились заявления о «закручивании гаек», о фактическом возврате советской прописки. Менее политизированные наблюдатели отмечают, что принцип регистрации остался уведомительным, предусмотренные законопроектом меры никак не ограничивают миграцию, в том числе внутреннюю, а всего лишь усиливают контроль над ней.

Существует мнение, что ужесточение санкций за нарушение правил регистрации призвано, в первую очередь, остановить волну неконтролируемой миграции с Северного Кавказа в Москву и другие крупные города. Высокая рождаемость и безработица, как известно, создают избыток населения в кавказских республиках. «Пассионарные» молодые дагестанцы и чеченцы едут за лучшей жизнью в столицу, где зачастую пополняют ряды этнических ОПГ или просто ищут приключений. Разумеется, регистрация «по месту пребывания» меньше всего заботит таких гастролеров. Периодически они попадают в поле зрения МВД, отделываясь символическим штрафом в 1,5-2 тыс. рублей за отсутствие прописки. Остановит ли их повышение штрафа до 3-5 тыс. рублей? Вопрос, кажется, риторический.

При этом для законодателя все граждане равны, поэтому жителю Рязани, приехавшему в гости к своим московским друзьям или родственникам и не вставшему вовремя на учет, грозит точно такое же наказание. Более того, в СМИ и блогосфере уже звучат опасения, что путинский законопроект окажется репрессивным для доброй трети москвичей, проживающих в своем городе, но не по месту регистрации.

Вероятно, в ходе дальнейшей работы над законопроектом это недоразумение будет устранено, поскольку очевидно, что ужесточение ответственности за нарушение правил регистрации направлено на ликвидацию или хотя бы сокращение нелегальной миграции. Но вот как раз для достижения этой главной цели средство выбрано не самое эффективное. Точное количество нелегалов из стран СНГ не знает никто, но, по разным оценкам, оно составляет от 5 до 12 млн человек. Легально трудятся около 2 млн гастарбайтеров. Безвизовый режим делает Россию проходным двором для жителей солнечных республик, и пока в Москву ежедневно прибывают эшелоны таджиков и киргизов, борьба с «резиновыми» квартирами и повышение штрафов за отсутствие прописки остается лечением симптомов, а не болезни.

Что касается так называемой внутренней миграции, в данном случае кавказской экспансии, то здесь, откровенно говоря, без сталинских методов вообще никакого решения не просматривается. А поскольку «у нас же не 37-й год», эту проблему можно признать нерешаемой, на том и успокоиться.

Основным бенефициаром ужесточения правил регистрации станет, надо полагать, госбюджет, который слегка пополнится за счет повышенных штрафов. В проигрыше будут владельцы и крышеватели «резиновых» квартир - временно, пока не придумают нового способа извлечения прибыли из мигрантов. Остальные москвичи останутся при своих: таджиках, киргизах, узбеках… Они ведь давно здесь, в Москвабаде, стали своими.

Александр Егоров

Версия для печати
Главное