20 января 2017

С думой о послании: депутатам обозначили ориентир

Целью работы Госдумы в 2017 году станет исполнение поручений президента

Заявленное повышение качества законотворческой работы нижней палаты парламента в количественном выражении сводится к резкому снижению доли депутатских инициатив в пользу законопроектов, спускаемых «сверху». Тенденция размывания границ между исполнительной и законодательной ветвями власти в этом году лишь усилится.

В 12-минутном выступлении на открытии весенней сессии Госдумы седьмого созыва спикер Вячеслав Володин трижды упомянул ежегодное послание президента Федеральному Собранию и еще четыре раза непосредственно главу государства в контексте поставленных им задач. Слово «депутаты» прозвучало трижды, понятия «гражданское общество» и «партии» – по два раза, по одному разу упомянуты избиратели и демократия. Термины «фракция», «дискуссия», «оппозиция» в речи Володина не прозвучали ни разу.

Даже беглый контент-анализ позволяет без труда выявить господствующую тенденцию развития российского парламентаризма: интересы верховной власти преобладают над запросами избирателей, думская оппозиция играет всё более декоративную роль. Такое положение вещей было характерно и для Думы шестого созыва, однако  спикер впервые столь отчетливо ориентирует депутатов, независимо от политических позиций, выполнять поручения Владимира Путина. «В рамках второй (весенней) сессии нам необходимо расставить приоритеты в соответствии с тем, как они были сформулированы в ежегодном послании президента РФ», – проинструктировал коллег председатель нижней палаты. Обсуждать послание и другие инициативы Путина не предлагается, и в этом смысле Дума в еще меньшей степени место для дискуссий, чем при Борисе Грызлове.

Как сообщил Володин, только для реализации поручений, озвученных президентом в ежегодном послании, Думе в течение весенней сессии необходимо принять 90 законопроектов. «Задача непростая», – признал спикер, подчеркнув при этом, что выполнить ее всё же придется. С учетом снижения темпов законотворческой работы, что объясняется ростом ее качества, можно прогнозировать серьезный перекос в сторону проектов, подготовленных в Кремле, правительстве или во фракции «Единой России». Инициативы оппозиционных фракций и отдельных депутатов будут рассматриваться по остаточному принципу или вовсе отклоняться под разными предлогами.

Подобная картина наблюдалась уже в первую осеннюю сессию парламента нового созыва. Согласно «Рейтингу законотворцев», опубликованному 16 января фондом ИСЭПИ, в числе принятых хотя бы в первом чтении законопроектов (всего 189) резко выросла доля правительственных инициатив (с 41% до 71%), а доля депутатских законопроектов снизилась с рекордных 46% в предвыборную сессию до 17%. При этом с самостоятельными инициативами выступили только 100 парламентариев из 450-ти, что в три раза ниже средних показателей нескольких предыдущих сессий. Депутатское законотворчество стало менее индивидуализированным и в большей мере групповым: общефракционным, межфракционным или комитетским.

Осенью внимание депутатского корпуса было сосредоточено на повышении дисциплины (включая введение штрафов за прогулы и запрет на голосование по доверенности), а также на работе над проектом бюджета на 2017–2019гг. При этом заметно снизилась доля новых депутатских инициатив по вопросам ЖКХ и капремонта, прав автомобилистов и грузоперевозчиков, финансовых и потребительских прав граждан, интересов дольщиков, то есть по вопросам, которые волнуют большинство избирателей.

Впрочем, наличие полезной инициативы еще не означает, что она будет принята. Так, согласно статистике, лидер предыдущей сессии Сергей Миронов («Справедливая Россия») внес рекордные 29 законопроектов, из которых одобрены только три, включая межфракционные. Представитель ЛДПР Данил Шилков внес девять инициатив – не принята ни одна. Коммунист Валерий Рашкин предложил шесть законопроектов – результат нулевой. Совсем другая картина в ЕР, где на три внесенных Дмитрием Вяткиным законопроекта приходится четыре (!) принятых. 

Если в ходе начавшейся сессии ситуация поменяется, то не в пользу парламентской оппозиции. Едва ли не единственной возможностью для КПРФ, ЛДПР и СР становится поддержка межфракционных законопроектов ЕР, которая в этом созыве сделала ставку на расширение консенсусного голосования. В противном случае единороссы, у которых в Думе конституционное большинство, могут легко обойтись без союзников.

Одновременно с укреплением властной вертикали и полным подчинением парламента интересам Кремля в седьмом созыве демонстрируется некое подобие независимости нижней палаты по отношению к правительству. Так, принятые поправки в регламент увеличивают продолжительность «правительственного часа» до 120 минут, обязывают представителей министерств и ведомств отчитываться перед депутатами о потраченных бюджетных средствах и эффективности реализуемых госпрограмм.

В качестве инструмента парламентского контроля «правительственный час» обрел бы больший вес, если бы мероприятие транслировалось в прямом эфире. Именно такую инициативу озвучил в конце минувшего года Володин, но ее реализация по какой-то причине затягивается. Возможно, в Кремле и партии власти опасаются возвращения в стены Думы политического спектакля, который устраивали депутаты в те времена, когда дискуссия была еще уместна. Сегодня же ожесточенные споры на политические темы возможны только в эфире бесконечных ток-шоу. Впрочем, и в студии ведущих каналов приглашают в основном тех представителей партий и политологов, которые по-своему, зачастую эмоционально, но всё же выполняют задачи, поставленные президентом в послании Федеральному Собранию.  

Александр Билибин
Версия для печати