9 января 2025

Тема дня НАЦПРОЕКТЫ-2025

Первое совещание Владимира Путина с правительством в 2025 году посвящено запуску новых нацпроектов. Их всего 20 и они серьезно отличаются от предыдущих как формой, так и содержанием. В нашем новом проекте «Тема дня» об особенностях нацпроектов в беседе с «Клубом Регионов» рассуждает политолог, руководитель «Департамента государственного консалтинга» Григорий Добромелов.

ЧТО НОВОГО?

На первый взгляд, нацпроекты-2025 отличает более узкая специализация, но, по словам Добромелова, это не главная их особенность: «Нацпроекты-2012 – это «социалка», 2018 года – инфраструктура, а сейчас они направлены на обеспечение суверенитета. Новые нацпроекты делятся на несколько групп: есть нацпроекты, связанные с обеспечением культурно-ценностного («Семья»), экономического и технологического суверенитетов. Последние – это как раз «узкопрофильные», это новый вид нацпроектов. Это их отличие по содержанию. Но они отличаются и по внутренней наполненности. Внутри нацпроектов акцент сделан на общественно-значимые результаты (ОЗР), которые были новшеством в предыдущих нацпроектах, но сейчас стали нормой», – говорит политолог.

Также, несмотря на то, что новые нацпроекты довольно «гибкие» и могут видоизменяться внутри себя, требования к достижению их целевых показателей прописаны достаточно жестко: «Это значит, что «нельзя менять «влево» значения показателей, что раньше делалось достаточно часто», – пояснил эксперт.

В ЧЕМ СЛОЖНОСТЬ?

Новые ОЗР пока не связаны ни со стратегическими документами, ни с региональными стратегиями развития. Более того, паспорта нацпроектов верстались в самом конце 2024 года, в результате, принимая бюджеты на 2025 год, в регионах не знали, какие средства на нацпроекты они получат от федерального центра, «и что им с этими деньгами делать», продолжает Добромелов. При этом рассчитывать на огромные трансферты для реализации нацпроектов на региональном уровне не стоит – их объем в среднем составит не более 10% от всего объема региональных бюджетов, говорит эксперт.

На этом факторы неопределенности не заканчиваются. «Методики расчета KPI, которые действуют наравне с ОЗР, тоже должны были быть готовы к концу 2024 года. Поэтому губернаторы пока не в курсе, как всё это реализовать на региональным уровне, а потом еще и декомпозировать на муниципальный уровень», – сказал собеседник. 

ХОРОШИЕ И НЕ ОЧЕНЬ НОВОСТИ ДЛЯ ГУБЕРНАТОРОВ

«Но никто не ждет, что нацпроекты в срочном порядке судорожно начнут реализовываться в регионах. Полагаю, что их дошлифовка, корректировка, их имплементация в региональную экономику и политику займет весь 2025 год», – говорит Добромелов.

Поменялись и ответственные за реализацию нацпроектов. «Сейчас за них персонально отвечают вице-премьеры, раньше они координировали эту деятельность, то сейчас они отвечают за нее», – отметил политолог. Связка с регионами будет строиться через с Госсовет, а губернаторы в новой системе координат выступают исполнителями с узким арсеналом ресурсов:

Поэтому здесь ключевая задача губернаторов – работать над повышением эффективности всего управленческого механизма: они все должны перестроиться на бережливые принципы производства и управления. Глав регионов будут оценивать не по абстрактному результату, а по тому, насколько эффективно он использует свои ресурсы.

По оценке Добромелова, часть губернаторов уже готова к работе в новом формате. Он напомнил, что почти половина субъектов РФ участвует в инициированном Сергеем Кириенко проекте «Эффективный регион», в рамках которого управленческие команды прошли обучение и сами запускают бережливые проекты.

«Такие команды, конечно, будут более эффективными при реализации новых нацпроектов. Более того, в части регионов уже даже созданы отдельные агентства или министерства, которые отвечают за бережливое управление. И в этом плане мы опередили США и Илона Маска, под которого только сейчас будут создавать департамент повышения эффективности», – заключил Добромелов.

Версия для печати