Глава ЦИК:  куда ближе переносить выборы в Госдуму? Это технически уже невозможно, это нереально
18 февраля 2021

Эксперты: жители КБР недополучат социальных услуг по линии президентского гранта для НКО

Экспертно-аналитический центр «Юг» /Кабардино-Балкария/ Эксперты аналитического центра «Юг» – о кадровой политике главы КБР Казбека Кокова и ее влиянии на социально-экономическое развитие республики.

Наблюдатели отмечают, что за два с половиной года на посту главы Кабардино-Балкарии Казбек Коков сменил лишь восемь из 56 чиновников, от которых существенно зависит развитие республики. Так, 17 из 21 членов правительства КБР, 20 из 22 ключевых сотрудников администрации Кокова и 11 из 13 глав муниципалитетов назначены при предыдущих главах республики.

Научный руководитель Института регионального развития, политолог Дмитрий Журавлёв полагает, что основная причина «бездействия» Кокова кроется в особенностях взаимодействия республиканских элит. «Кавказская политика всегда клановая, родоплеменная. Понятно, что между сменой глав был временной промежуток. Но так ли нужно что-то сильно пересматривать? Республика маленькая, все друг с другом знакомы. Ничего не горит, задача отчета об изменениях не стоит, резких перемен в элитах никто не хочет», – комментирует Журавлёв.

Между тем, по мнению наблюдателей, именно чиновники, отвечающие за развитие КБР, «прохлопали» подачу заявок на участие в новой программе Фонда президентских грантов по поддержке местных НКО.

Согласно ей субъектам выделяется дополнительное финансирование общей суммой до 2,3 млрд руб. Регионы могут запросить поддержку от фонда в размере один к одному (объем средств Фонда равен той сумме, которую регион готов направить на поддержку НКО из своего бюджета). Согласно данным Фонда, только от двух регионов – КБР и Чечни – не поступило ни одной заявки.

Чиновники просто обязаны своевременно доносить информацию о грантах и помогать с оформлением документов, комментирует директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова: «Это не те деньги, которые приходят в региональный бюджет по какой-то разнарядке. НКО появляются как результат самоорганизации граждан снизу. Собственно, эта организация должна и работать самостоятельно. Вряд ли у них не было информации о конкурсе, особенно если это сильная и устойчивая НКО. Но обстоятельства могут быть разные, вплоть до лени и страха связываться с бюджетными деньгами».

И хотя по сравнению с бюджетом региона это финансирование может быть несущественным, но «это все равно дополнительные средства на решение социальных проблем», считает эксперт. «Здесь нужно посмотреть, насколько сами НКО готовы взять на себя ответственность за получение президентских грантов при всех трудностях их получения и отчетности. Но теоретически было бы здорово, если бы НКО республики могли привлекать деньги на развитие еще и через такой канал. Все делают, а этот регион чем хуже?» – резюмирует Мерсиянова.

Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»
Версия для печати