Эксперт: дело «Шаймиев против Муртазина» может стать опасным прецедентом
Бывший пресс-секретарь президента Татарстана Ирек Муртазин, обвинявшийся в клевете на Минтимера Шаймиева, приговорен к году и девяти месяцам лишения свободы в колонии-поселении. Эксперты отмечают, что, одержав юридическую победу, глава Татарстана понес серьезные имиджевые потери, а дело Муртазина может спровоцировать глав других регионов на применение репрессий против оппозиционных политиков и СМИ.
Оглашение приговора по делу Ирека Муртазина заняло три дня. Напомним, поводом для громкого процесса послужил скандал, случившийся осенью прошлого года. Тогда бывший пресс-секретарь президента Татарстана опубликовал у себя в блоге в «Живом журнале» сообщение о том, что Минтимер Шаймиев якобы скончался во время отдыха в Турции. В начале декабря 2008г. в Следственный комитет поступило заявление от президента Татарстана, который потребовал привлечь к уголовной ответственности Ирека Муртазина за распространение в сети интернет и книге «Минтимер Шаймиев – последний президент Татарстана» заведомо ложных сведений, порочащих его честь и достоинство, подрывающих его репутацию, а также за распространение сведений о его частной жизни, составляющих личную семейную тайну. Муртазину были предъявлены обвинения в клевете (ч. 2 ст. 129 УК РФ), нарушении неприкосновенности частной жизни (ч. 1 ст. 137 УК РФ), а также возбуждении ненависти либо вражды по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе с угрозой применения насилия (ч. 2 ст. 282 УК РФ).
Как сообщает «Коммерсант», 26 ноября Кировский райсуд Казани приговорил Ирека Муртазина к году и девяти месяцам лишения свободы в колонии-поселении, приняв во внимание то, что у него на иждивении малолетний ребенок. Причастность подсудимого к нарушению неприкосновенности личной жизни Минтимера Шаймиева суд счел недоказанной, но признал его виновным по ч. 2 ст. 129 УК («Клевета»). Суд также пришел к выводу, что Ирек Муртазин публично возбуждал рознь к представителям власти, но не угрожал при этом применением насилия. В связи с этим он был признан виновным по ч. 1 ст. 282. Представитель главы Татарстана Василя Максудова заявила «Коммерсанту», что удовлетворена исходом дела: «Муртазин получил наказание, соразмерное совершенным преступлениям». По ее словам, Минтимер Шаймиев «не будет обжаловать решение суда». Осужденный же намерен подать кассацию в Верховный суд Татарстана, а затем в Верховный суд РФ, который, по мнению Муртазина, его оправдает.
Ранее Ирек Муртазин заявлял «Клубу Регионов», что дело против него носит политический характер. 24 ноября он написал в своем блоге: «Какой бы приговор сегодня не вынес Кировский районный суд Казани – цель этого приговора не меня наказать. Цель – преподнести урок другим, чтобы неповадно было «бузу бузить», требовать от власти выполнять то, ради чего власть и существует, то есть предоставлять услуги населению. Цель – усугубить пандемию страха...»
Напомним, Минтимер Шаймиев, который лично давал показания в суде 10 августа, заявлял, что Муртазин «заслуживает строгого справедливого наказания». Кроме того, глава республики тогда сказал: «Для меня это не игра. Я дорожу своими достоинством и честью. Прежде чем сделать такой шаг, я подумал. Это должно стать прецедентом, вы сами начали с того, что перед законом все равны, и журналисты тоже. И в дальнейшем власть предержащие люди, политики смогут обжаловать это в суде».
То, что произошло в Казани, может стать «опасным прецедентом», считает политолог Александр Кынев. «Я не помню, чтобы у нас кого-то сажали за клевету – требовали обвинения, извинения, штрафа. Ключевое обвинение тут – именно за разжигание розни, и это как раз самая опасная прецедентная статья. Те материалы, которые инкриминированы в качестве разжигания розни, это рассуждения о коррупции, о безработице и т.д. Это то, что принято называть критикой. Если рассматривать это дело как прецедент, то любой журналист, эксперт, политик, критикующий чиновника, говорящий, к примеру, что при таком-то губернаторе в регионе выросла безработица, потенциально будет ходить под статьей за разжигание социальной розни. По духу и смыслу это абсолютно противоречит тому, что было в послании президента. На мой взгляд, федеральный центр должен быть заинтересован в том, чтобы это дело прецедентом не стало», – сказал Александр Кынев «Клубу Регионов».
Политолог отметил также, что за последний год в Татарстане произошло немало событий, которые отрицательно отразились на имидже региона и его руководителей: «В марте – скандальные выборы в Госсовет Татарстана. Летом – попытки уголовного преследования известной правозащитной организации «Агора». И теперь скандальный процесс с Муртазиным». По мнению Александра Кынева, власти Татарстана превратили Муртазина, который ранее был известен только в регионе, в «символическую фигуру и вписали его имя в историю».