Эксперты: удмурты чувствуют, что их интересы игнорируют
В правительстве должны работать лучшие, и при назначении на руководящие должности не может быть национальных квот, заявил глава Удмуртии Александр Бречалов. О том, как при новом руководителе в республике уживается кадровая политика и запросы коренного населения, «Клуб Регионов» узнал у экспертов.
Глава Удмуртии Александр Бречалов объяснил, почему он не назначает на должности своих первых заместителей представителей местных кадров. «В правительстве, в администрации главы должны работать лучшие. Ни о каких квотах, ни о каких пропорциях здесь речи быть не может. И еще раз акцентирую внимание: вы видите и знаете, я практически всей команде предыдущей дал шанс отработать. Могу сказать откровенно: единицы поняли вообще, что от них хотят. И это отразилось и на предложениях по эффективности бюджета и расходованию средств, и на многих-многих других вопросах», – заявил глава региона на пресс-конференции, в которой он участвовал вместе со своими первыми замами, приглашенными из Москвы.
Политолог, член Национального Собрания «Всеудмуртской ассоциации Удмурт Кенеш» Леонид Гонин, комментируя для «Клуба Регионов» кадровую политику главы республики, сказал, что лично ему неприятно, что «не смогли найти местные кадры». «Видимо, сейчас пользуются карт-бланшем, который был дан федеральной властью. Но вместе с тем избирали, голосовали [за Бречалова] всё же жители Удмуртской Республики», – подчеркнул эксперт, добавив, что «неоднозначно» к позиции Бречалова по этому вопросу относятся и местные элиты.
По мнению политолога Павла Заболотских, когда говорят об отсутствии местных кадров на первых позициях в команде Бречалова, речь идет как вообще об уроженцах республики, так и конкретно удмуртов в частности. «Например, для удмуртского населения очень важно, чтобы их представители входили в правительство либо были на руководящих должностях. А если смотреть в целом, то для жителей республики важно, чтобы люди были с ней связаны, а не привезены издалека. Но местных он [Бречалов] не увидел, а что из этого получится, пока тяжело сказать», – отметил эксперт. «Конечно, важно, чтобы в команде Бречалова были представители республики: те, кто знает территорию, людей, имеет необходимые контакты на территории республики. Но в данном случае все смирились, что на ключевые посты будут назначаться не представители республики», – добавил политолог. Он пояснил, что основным источником кадров для Бречалова являются люди, с которым он сам когда-то работал.
Главный редактор национальной газеты «Удмурт дунне», которая издается только на удмуртском языке, Зинаида Рябинина полагает, что, оценивая действия и заявление Бречалова, нужно учитывать мнение не только национального сообщества, но и всех остальных национальностей. Сама она считает, что в республике кадровая политика губернатора пока не вызывает резкого отторжения. «Но самое главное, что за последние 20 лет у нас сдвинулся с места вопрос национальной политики. У нас [в июне 2017г.] появился Центр удмуртской культуры в Ижевске. А глава региона, который прибыл к нам в апреле, в мае уже встречался с национально-культурными объединениями, и именно там была поддержана идея создания Центра», – сказала Рябинина.
Общественный деятель Андрей Коновал сообщил, что среди удмуртов есть мнение, что «их с какого-то момента стали задвигать от участия в руководстве республики, и это воспринимается довольно болезненно». Об этом же «Клубу Регионов» сообщил и политолог Заболотских.
«Даже среди неудмуртской интеллигенции и общественности присутствует мнение, что в известной степени хоть какой-то паритет надо соблюдать», – продолжает Коновал. По его словам, ранее представители коренного населения республики так или иначе были представлены в высших должностных кругах. Так, в 90-х Госсовет республики до уроженца Брянской области Александра Волкова возглавлял лидер «Удмурт Кенеш» Валентин Тубылов, в тех же годах правительство некоторое время возглавлял удмурт Павел Вершинин, а когда Волков стал президентом, председателем Госсовета стал удмурт Игорь Семёнов, а при недолгом правлении Александра Соловьёва национальный вопрос отчасти снимало то, что глава региона сам на какую-то часть был удмуртом, но как национальный лидер он при этом не воспринимался. Сейчас же двое первых лиц республики, ее руководитель Александр Бречалов и председатель Госсовета Алексей Прасолов, удмуртских корней не имеют. Коновал также акцентировал внимание, что серьезным ударом по самолюбию удмуртов стала ситуация на выборах в Госдуму в 2011г., когда президента «Удмурт Кенеш» Николая Мусалимова, который стоял вторым номером в списке «Единой России», вынудили отдать свой мандат третьему номеру, чеченцу Бекхану Агаеву.
По мнению Коновала, не учитывать национальный момент – не самая правильная позиция. «Но это не приведет к какому-то политическому кризису. Особенность Удмуртии как национальной республики состоит в том, что удмурты не составляют большинство населения, они составляют примерно треть и занимают второе место после русских. И в основном удмурты сконцентрированы в сельских районах, что накладывает отпечаток на влиятельность национального фактора в общественно-политической жизни Удмуртии – он сведен к минимуму. А поскольку на селе очень хорошо работает административный ресурс, критических вызовов у Бречалова нет. Конечно, недовольство будет сохраняться и может сработать в какой-то момент. Если по другим причинам возникнет серьезная кризисная ситуация, это лыко в строку обязательно вставят», – считает собеседник «Клуба Регионов».