Премьер-министр раскритиковал главу Удмуртии за проблемы с восстановлением домов в Пугачево
Премьер-министр Владимир Путин раскритиковал власти Удмуртии за проволочки с восстановлением жилья и объектов республики, повреждённых в результате прошлогодних взрывов на военных складах.
В.В.Путин: Добрый день, Александр Александрович (обращаясь к А.А.Волкову)! Что у вас там происходит?
А.А.Волков (глава Удмуртской Республики): Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович!
В.В.Путин: Что у вас там происходит? Почему дома-то не восстановлены? Правительство перечислило необходимые средства в объёме 2 млрд рублей, и после известных неприятных событий, связанных со взрывами на военных складах, было принято решение, проведены соответствующие обследования, были приняты все необходимые решения о восстановлении домов, выделены соответствующие ресурсы. И где результат?
А.А.Волков: Ещё раз добрый день, уважаемый Владимир Владимирович! Действительно есть ещё ряд нерешённых вопросов. Из 3,5 тыс. домов, которые пострадали, с которыми мы работали, на сегодня в шести домах люди живут в приспособленных условиях; несмотря на то, что им предложено место жительство, но у кого-то какое-то маленькое хозяйство, и у этих людей, конечно, претензии могут быть.
В 147 домах люди живут... Я хочу сказать, что к зиме мы восстановили всё инженерное обеспечение – и котельную, которая была разрушена, и электроснабжение. И в зиму из 16 тыс. людей, пострадавших и находящихся в зоне, у нас в принципе 15 человек, которые не живут в нормальных условиях. 147 домов – в стадии ремонта, и люди в них живут. И мы к 1 марта всю эту работу закончим.
Проблемы в том, что с момента наступления холодов… В связи с тем, что частный сектор достаточно тоже возрастной (один из посёлков вообще – 50–70 лет дома), отсутствие фундаментов у домов, и, естественно, при наших морозах эти дома играют. И на сегодняшний день, до приезда Сергея Кужугетовича (С.К.Шойгу) и Виктора Фёдоровича (В.Ф.Басаргин) у нас было примерно 1,1 тыс. повторных обращений. За два дня работы нашего штаба, после приезда по Вашему поручению, уже более 800 человек вновь пришли с заявлениями, чтобы мы провели повторное обследование уже там, откуда мы ушли.
Я думаю, что ситуация точно не драматичная, она у нас под контролем. Приезд по Вашему поручению Сергея Кужугетовича и Виктора Фёдоровича и нам тонуса добавил, но тем не менее мы до марта все работы завершим, кроме вот этих шести оставшихся домов, которые вновь строим. С людьми сейчас наш штаб работает с 09.00. Сегодня 30 рабочих групп идут по повторным заявлениям, с тем чтобы, работая с людьми, мы не накаляли ситуацию. Потому что не без того, что кто-то, пытаясь использовать ситуацию, хочет получить к ремонтам что-то большее.
Но признать надо ещё и то, что 363 дома вновь нам пришлось уже признать дополнительно к 3,5 тыс. И уже даже после ремонта мы три социальных объекта – один детский сад, детский дом творчества вынуждены выселить, потому что даже после того, как мы заселили, после ремонта плиты прогнулись, и мы выселили детей, чтобы до греха не дошло, и эти здания надо перестраивать вновь. Поэтому, Владимир Владимирович, мы выполним все задачи.
Хочу поблагодарить Сергея Кужугетовича за то, что уже сразу после отъезда он прислал нам лабораторию. Есть многоквартирные дома, где люди тоже имею претензии с надеждой, что их тоже отселят. Мы из 7 аварийных домов 113 семей отселили, то есть они получили сертификаты, и 112 из них уже имеют квартиры, вот эта последняя 113-я семья этот сертификат днями получит. Там причины были: ждали, когда у них ребёнок родится и ещё на одного члена семьи получат ресурсы. Поэтому мы заявили на обследование 34 многоквартирных дома, 10 из них уже эта группа обследовала, и после этого вполне могут появиться предложения по отселению граждан из каких-то домов, которые могут быть признаны или ограниченно работоспособными, или просто аварийными, потому что фонд достаточно возрастной.
Поэтому из финансовых ресурсов мы заявим, я думаю, что до 1 млрд мы сможем Минрегиону обосновать уже даже сейчас. А так хотелось бы попросить дополнительной финансовой поддержки по представленным обосновывающим документам, которые будут согласованы с Министерством регионального развития, что, в принципе, было сделано и по тем двум миллиардам, которые мы получили без 44 млн рублей.
Контроль ведётся. Если будут какие-то грехи, то они Следственным комитетом рассматриваются уже сегодня, но они совершенно несущественные, и обвинять в каких-то злоупотреблениях наших строителей оснований нет. Но поскольку работало до 150 строительных организаций (мы ведь были вынуждены привлечь строителей со всех городов, собрали 1 тыс. человек, с тем чтобы за лето, до отопительного сезона, всё успеть), в целом задачу жизнеобеспечения мы выполнили. К 1 сентября открылась и школа, которая была разрушена, в ноябре мы открыли и детский сад, а главное, к отопительному сезону работали все субъекты инженерного обеспечения. В общем, доработаем, Владимир Владимирович, и, надеюсь, с населением постараемся всё сделать, чтобы не было необоснованных к нам претензий.
В.В.Путин: Вы знаете, почему люди недовольны, Александр Александрович? Не потому что что-то недоделано, а потому что люди чувствуют, что их бросают и обманывают. 147 жилых помещений, 85 объектов инфраструктуры, а то, что сделано, разваливается. И, конечно, у людей возникло впечатление, что их просто обманули. Вот в чём всё дело. Обманули и бросили вообще. И заниматься никто не хочет, отмахиваются от них – вот в чём корни проблемы. Я просил туда и министра регионального развития съездить, и министра по чрезвычайным ситуациям. Пожалуйста, ваши впечатления?
В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Действительно, уже после нашего визита был создан штаб в Удмуртии, куда вошли и представители федеральных органов исполнительной власти, и МЧС, Министерство регионального развития. Мы сейчас смотрим, изучаем ситуацию. Владимир Владимирович, практически объективно было сказано о том, сколько объектов восстановлено. Восстановлено сегодня, по нашим данным, 3 тыс. жилых домов, 105 социальных, ряд административных и коммунальных объектов, и, по нашим сведениям, на 470 объектах восстановительные работы не завершены.
В.В.Путин: Сколько?
В.Ф.Басаргин: 470 объектов, в основном это жилой фонд. Как показал мониторинг (без обиды со стороны региональных органов власти), мы считаем, что технология работы взаимодействия с населением – то, что мы получили опыт по строительству при пожарах, – была нарушена. Мы считаем, что работа с населением была организована на низком уровне, до сих пор принимаются десятками заявления. По нашим данным, уже более 2 тыс. заявлений от граждан поступило. Ущерб был определён поверхностно. Более того, после получения средств на восстановление и контроль ситуации со стороны местных и региональных властей был практически потерян, считаем. Работы были отданы… Александр Александрович говорит, что там 150, мы считаем, что не надо было этого делать: распылять на 150 подрядных организаций всю работу по восстановлению. Наоборот, надо было посмотреть за тем, чтобы к осуществлению этой работы были привлечены профессиональные организации. Сейчас мы тоже совместно с органами власти осуществляем подомовой обход. Я уже сказал, что более 2 тыс. заявлений поступило сегодня от граждан, из них 1172 – по вновь появившимся дефектам уже после ремонта зданий. Были жалобы на недостаточное качество услуг со стороны ЖКХ, тоже сейчас работа поправляется в этом отношении. И за три дня, мы сейчас видим, практически в 2,5 раза увеличилось число работающих на восстановлении жилого фонда: было 100 с небольшим человек, сейчас 270 человек работают, 50 бригад. Но и это, мы считаем, на сегодняшний день просто недостаточно.
По предложениям, Владимир Владимирович, какие мы хотели, может быть, чтобы в ближайшее время были осуществлены. Во-первых, принять все заявления граждан с жалобами на проведение восстановительных работ. Второе – органам власти, региональным и муниципальным, осуществить подомовой обход, составить дефектные ведомости. Третье – это провести дополнительную экспертизу всех объектов, подлежащих восстановлению, провести экспертизу всех проведённых работ на предмет качества, полноты выполнения работ в соответствии со сметой затрат. И по результатам вот этой работы мы бы хотели, чтобы были сформированы, во-первых, предложения для правоохранительных органов в случае выявления фактов злоупотреблений. Второе – определиться по работам, которые должны быть проведены за счёт подрядчиков, которые нарушили условия соглашений. Были заключены соглашения (более 800 контрактов было заключено) на выполнение работ, мы просим проверить эти контракты на предмет соответствия условиям. Направить предложения по возможному дополнительно финансированию. То, что сегодня предварительно поступило, мы действительно ждём, Александр Александрович (обращаясь к А.А.Волкову), от вас обоснований по этому вопросу. И конечно, разобраться с подрядчиками: есть ли у них допуски вообще на проведение работ? У нас сегодня есть сведения, что там, что называется, фирмы «Рога и копыта», которые выступают просто посредниками во всей этой ситуации. Так же как в Челябинской области, мы предлагаем тоже совместно с Министерством регионального развития составить график производства всех работ с разбивкой по объектам и по срокам реализации, наладить работу инфраструктуры, провести перерасчёт услуг за ЖКХ, наладить систему контроля. И последнее, Владимир Владимирович: мы считаем, что необходимо в течение месяца выполнить все неотложные работы. Это граждане, которые проживают в неподготовленных помещениях или в аварийном жилье. Остальные работы можно будет завершить сразу после окончания холодов.
В.В.Путин: Сергей Кужугетович (обращаясь к С.К.Шойгу), есть что добавить?
С.К.Шойгу: Владимир Владимирович, в целом это наши общие выводы, но главный вывод сделали Вы, и он абсолютно правильный. Это довольно слабая работа с людьми, потому что когда люди начинают стучаться до власти через каналы центрального телевидения, когда поступают требования от людей: или придите к нам и поговорите с нами, или мы перекроем федеральную трассу, – это уже становится таким ненормальным явлением.
Теперь два основных момента, на которые обратили внимание, и Александр Александрович о них знает. Первый момент, Владимир Владимирович, когда мы говорим о том, что отчитались за 330 домов, в которых провели ремонт. Мы в некоторых из них побывали и посмотрели. Значит, что произошло? Эти самые 150 организаций, особенно недобросовестные которые, приходили к этим старикам и старушкам, уговаривали их подписать акт приёмки, что все работы выполнены: «вы нам подпишите, мы завтра придём, всё доделаем». Эти старушки подписывали, люди уходили с этими актами приёмки, получали деньги за это дело, и всё. Дальше, так сказать, к этим старикам никто не приходил. Таких домов много. И сейчас то, что создан там штаб, поступают новые заявления, – большая часть как раз из этой истории.
В.В.Путин: А почему нужно было, Александр Александрович (обращаясь к А.А.Волкову), ждать того, чтобы я послал туда министров, и после этого создавать этот штаб? Что, вы раньше не видели, что происходит? И не считали нужным создать такую структуру, которая бы оперативно реагировала на всё, что там происходит?
А.А.Волков: Владимир Владимирович, оправдываться всегда сложно, а тем более по таким серьёзным претензиям, но поверьте, сразу с момента чрезвычайной ситуации мы все работали добросовестно: и штаб работал, и с людьми работали, и вовремя, я уже докладывал, сделали. Но недоработки с людьми есть, но не так массово. Мы всё видели, и я там бывал много раз, и штаб работал, и зампред, рядом сидящая, была главой в своё время этого района. Но тем не менее и этой ситуацией кто-то пытается воспользоваться, чтобы… Ну, например, один из пятиэтажных домов, где люди писали: «Мы дорогу перекроем. Выдайте нам сертификаты, и мы тогда успокоимся». Но мы же всё равно и ходим, и каждый акт проверяем по причине ущерба, нанесённого взрывной волной и взрывом.
Поэтому я признаю, что недостатки в нашей работе (и тем более эта работа большая) были, но не в таком масштабе, чтобы мы людей бросили и не занимались. Поэтому доработаем и к 1 марта оставшиеся замечания мы устраним. Но мы не закончили работу всё-таки в 147 домах. Всё остальное, что делается… Это мы уже зашли второй раз к людям по их повторным обращениям: где-то опять трещину не увидели… Ну, в общем, что активнее с ними надо работать – да, я согласен с этим, и внимательнее. Не все, к сожалению, это на местах делали.
В.В.Путин: Послушайте меня, вы сейчас намекаете на то, что вас кто-то шантажирует. Нельзя никому позволять себя шантажировать – это правильно. Но этого бы не было, если бы вы там постоянно находились и сами бы лично и через своих сотрудников имели бы объективную информацию по поводу того, что там происходит. И тогда можно было бы любому гражданину дать объективную картину того, что есть на самом деле и что из этого следует в соответствии с принятыми Правительством решениями. А судя по тому, что вы мне сейчас рассказали, а потом я услышал от министра регионального развития, у вас нет ясного представления об этой картине, и доклад ваш носит поверхностный характер. В этом всё дело. Кому вы там поручили, кто этим занимался? Вот вы спросите с этих людей. 150 организаций привлекли, а результат какой?
Сейчас Басаргин рассказал о тех мерах, которые необходимо принять в самое ближайшее время: на следующей неделе доложите мне весь этот план с финансовым обеспечением. Я прошу Министерство финансов подключиться: нам придётся, судя по всему, выделить ещё дополнительные деньги из федерального бюджета. Мы, конечно, сделаем это для того, чтобы людей поддержать. А правоохранительные органы, надеюсь, проведут тщательное расследование того, куда ушли ранее выделенные деньги.
А.А.Волков: Исправим, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Надеюсь. Александр Александрович, вы человек очень опытный и работаете давно. Не хочется думать, что у вас глаз замылился. Отнеситесь к этому самым серьёзным образом.
А.А.Волков: Хорошо. Глаз не замылился, но будем исправляться.
В.В.Путин: Хорошо. Значит, посмотрим, замылился не замылился, через неделю давайте… Сегодня у нас пятница, где-нибудь на следующей неделе в четверг-пятницу, давайте в четверг доложите о принимаемых мерах, оперативных мерах, которые вы намерены принять в самое ближайшее время. И весь план мероприятий, связанных с необходимыми ремонтами того, что уже якобы отремонтировано, и доведением до ума тех строений – и жилых, и объектов инфраструктуры, к которым ещё не приступали или только начали работы там. По срокам чтобы всё было исполнено должным образом и по качеству. Всего хорошего.
А.А.Волков: Хорошо, Владимир Владимирович. Сделаем.
premier.gov.ru