Элла Памфилова:  ЦИК будет докладывать президенту о губернаторах, допускающих нарушения на выборах
16 ноября 2017

Зимин предложил муниципалитетам процветать на ягодах и тушенке

Фото: r-19.ru

Форма, в которой глава Хакасии Виктор Зимин призвал муниципалитеты проявлять большую экономическую самостоятельность, вызвала широкий резонанс. «Ты сам что создал? Какую инвестиционную программу? Собрали ли ягоды, переработали, продали их? Ну, живете в тайге. Ну, что-то делаете! Выходи с инициативой, что-то создавай, процветай. Элементарные вещи: сварите тушенку, продайте на рынке, сконцентрируйте бабушек-дедушек в этом селе, сделайте производство маленькое», – раскритиковал некоторых муниципальных глав Зимин, при этом пообещав, что если муниципалитеты будут более инициативными, то республиканские власти их поддержат материально.

Глава Хакасии Виктор Зимин во время прямой линии раскритиковал муниципалитеты за «паразитическую» позицию и нежелание развивать собственную экономику. «Ты сам что создал? Какую инвестиционную программу? Собрали ли ягоды, переработали, продали их? Ну, живете в тайге. Ну, что-то делаете! Нет, сидим, кресло у него, книга амбарная. Ну, что ты сидишь? Выходи с инициативой, что-то создавай, процветай. Элементарные вещи: сварите тушенку, продайте на рынке, точку устройте, сконцентрируйте бабушек-дедушек в этом селе, сделайте производство маленькое. Мы подхватим. Мы дадим грант, всё, что угодно. Но это дается тем, у кого есть инициатива. Но многие просто ничего не хотят делать», – заявил глава республики, комментируя действия главы и специалистов одного из сельсоветов, подавших в отставку якобы из-за прекращения финансирования своего муниципалитета.

Как считают эксперты, без стимулов со стороны региональных властей ждать от муниципалитетов экономических инициатив придется долго. Завкафедрой экономики и менеджмента Хакасского технического института Ирина Панасенко, комментируя слова Зимина, отметила, что «муниципалитеты находятся под дамокловым мечом»: «С одной стороны, им дана полнота в принятии решений, а с другой – зависимость от региональной власти». Финансирование и планирование осуществляются в большей степени региональной властью, а муниципалитетам приходится тяжело из-за недостатка собственных средств и поступлений, которые они получают из республиканской казны, говорит эксперт.

Вместе с тем Панасенко уверена, что если муниципалитет готов выступить с проектом развития, для реализации которого нужна помощь региональных властей и бюджета, то «бить его по рукам никто не будет». При этом она считает, что компетенции муниципальных кадров достаточно для того, чтобы сельские территории сами могли разрабатывать проекты по развитию экономики и привлечению инвестиций. «Проявлению инициативы и самостоятельной работы мешают бюрократия и отсутствие собственных возможностей в муниципалитетах. Мне кажется, это две основных причины. А специалисты и человеческие ресурсы у них есть. Просто сегодня есть барьеры, в том числе, конечно, и в головах», – сказала собеседница «Клуба Регионов».

Об отсутствии у муниципалитетов ресурсных возможностей для развития бизнеса на своей территории говорит директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачёв. «Прежде всего требуется постепенное решение задачи по предоставлению муниципалитетам большей финансовой самостоятельности, больших возможностей по влиянию на местную среду. Потому что муниципалитеты – это очень хороший инструмент взаимодействия с обществом, именно они лучше чувствуют, что требуется населению, как оно себе представляет благоустройство территорий, что должно в них развиваться, чтобы не было типовых конфликтов, когда кто-то принимает решения, которые не нравятся. Но для этого у муниципалитетов должно быть больше прав плюс нужно некоторое перераспределение ресурсов. В противном случае можно говорить о том, что они безынициативны, но инициатива, не подкрепленная ничем, – это тоже не здорово», – рассуждает экономист.

Симачёв считает, что существующая сейчас в России схема распределения финансов не позволяет поощрять муниципалитеты, которые начинают зарабатывать сами. Для стимулирования самостоятельной работы территории должны получать гарантии, что заработанные средства останутся у них, а региональное финансирование при этом не сократится. Впрочем, такая же проблема, по замечанию Симачёва, существует и при распределении средств между регионами и федеральным бюджетом.

По мнению Симачёва, если региональные власти не готовы к перераспределению ресурсов и полномочий, то «всегда можно придумать фонд поддержки муниципальных инициатив», средства которого по прозрачной схеме выделялись бы на поддержку наиболее интересных инициатив. «Это было бы мотивацией для муниципалитетов, что некоторые разумные предложения могут быть отобраны. Причем сам по себе отбор должен быть аргументированным и открытым. Вот к этому, мне кажется, надо двигаться. И что-то подобное в некоторых регионах уже есть», – добавил эксперт.

Примечательно, что во время прямой линии Зимин сообщил, что намерен выдвинуть свою кандидатуру для участия в выборах главы республики в 2018г.

Версия для печати
Политологи: в преддверии выборов президента Овсянникову необходимо помириться с заксобранием
Эксперты отрицают политический подтекст в конфликте ряда депутатов заксобрания Севастополя и губернатора Дмитрия Овсянникова. Ранее часть парламентариев, входящих в группу экс-спикера Алексея Чалого, выступила против поправок в бюджет, предложенных правительством региона, в результате чего обсуждения длились девять часов. По мнению наблюдателей, этот конфликт обусловлен личными интересами некоторых групп в заксобрании. «Конфликт уже не сводится только к личности губернатора. Это вопрос о распределении финансовых потоков и векторах развития города», – сказал политобозреватель Борис Рожин. Политологи отмечают, что в преддверии выборов президента Овсянникову предстоит договариваться с конфликтующей стороной.