Алтайский край
1 ноября 2016

Туристическая столица Сибири

По итогам летнего туристического сезона Алтайский край вошел в число самых популярных внутрироссийских направлений отдыха. За три летних месяца регион принял более 650 тыс. туристов, что на 12% больше, чем за тот же период 2015г. В регионе развиваются лечебно-оздоровительный, сельский, научно-познавательный, экстремальный, событийный и деловой виды туризма. По итогам года региональные власти ожидают, что количество отдохнувших в Алтайском крае превысит отметку в 2 млн человек.

Согласно предварительным данным Ростуризма, с июня по август 2016г. туристский поток в регионах России вырос в среднем на 10–15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В число наиболее популярных внутрироссийских направлений отдыха вошел Алтайский край. За три летних месяца регион принял более 650 тыс. туристов, что на 12% больше, чем за тот же период 2015г.

Президент Алтайской региональной ассоциации туризма Елена Чупина рассказала, что традиционная целевая аудитория курортов края – жители сибирских мегаполисов, однако география отдыхающих год от года расширяется.

В то же время растет турпоток в регион со стороны иностранных граждан. Если в 2014г. турорганизации Алтайского края оказали услуги 62,09 тыс. иностранцам, то в 2015г. – 62,59 тыс. «В этом сезоне был виден прирост иностранных туристов приблизительно на 20%. В первую очередь это обусловлено общей экономической ситуацией в мире. Мы стали более доступны с падением курса национальной валюты относительно доллара и евро», – сказала Чупина. По ее словам, больше всего иностранных туристов в Алтайский край приезжает из Казахстана и Китая.

В регионе развиваются лечебно-оздоровительный, сельский, научно-познавательный, экстремальный, событийный и деловой виды туризма. В Алтайском крае организуют множество крупных мероприятий, которые также способствуют привлечению туристов. Среди них – фестиваль «Сибирская масленица», праздник «Цветение маральника», фестиваль напитков «АлтайФест», Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае», праздник «Алтайская зимовка» и другие.

Важность развития событийного туризма в регионах отметил президент Союза туристических агентств Сергей Голов: «Просто так турист не всегда поедет в тот или иной регион, нужны какие-то события. Не во всех регионах много событийного туризма. У Алтайского края большой туристический потенциал. Губернатор Алтайского края Александр Карлин уделяет этой сфере большое внимание. Регион выступает стратегическим партнером выставки MITT, других туристических выставок. В целом можно сказать, что в связи с отсутствием основных направлений, пользующихся популярностью у россиян, – Турции и Египта – для внутреннего туристического рынка этот год был удачным».

По итогам года власти Алтайского края ожидают, что количество отдохнувших в Алтайском крае превысит отметку в 2 млн человек. В 2015г. турпоток составил 1,9 млн человек.

Президент некоммерческого партнерства «Альянс туристических агентств» Андрей Гаврилов считает, что подводить итоги для таких регионов, как Алтайский край, где туризм круглогодичный, стоит по итогам года: «В принципе в целом по стране турпоток увеличился. Регионы довольны. Но показатели высокого летнего сезона справедливы только для тех регионов, которые представляют пляжный отдых. Поэтому здесь мы можем говорить только о Крыме и Краснодарском крае. Что касается других регионов, то здесь итоги нужно подводить в конце года. А культурно-познавательный туризм, событийный туризм, деловой туризм не привязывается к высокому летнему сезону. В том же Алтайском крае отдых круглогодичный. Там есть Белокуриха – целый санаторно-курортный комплекс, реализуется проект Белокуриха-2. Но стоит сказать, что в этом регионе, да и в других мы по итогам года ожидаем рост турпотока».

Рост числа туристов в Алтайском крае также обеспечивается за счет создания комфортной инфраструктуры. В регионе действует около 970 туристических организаций, из которых более 700 – коллективные средства размещения, детские оздоровительные лагеря и сельские «зеленые» дома. Общее количество мест единовременного размещения в коллективных туристско-рекреационных и санаторно-оздоровительных, а также детских оздоровительных учреждениях составляет 50,7 тыс., в том числе круглогодичных – 19,6 тыс. В состав санаторно-курортного комплекса региона входит 43 санатория на 9 тыс. мест. Заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО «Курорт Белокуриха» Олег Акимов сообщил, что заполняемость номерного фонда санаториев Белокурихи (15 санаторно-курортных комплексов на 5 тыс. мест единовременного размещения) минувшим летом достигала 130%. По его словам, санатории АО «Курорт Белокуриха» переполнены почти на протяжении всего года.

Импульсом для развития туристской и санаторно-курортной сфер в Алтайском крае стала реализация инвестиционных проектов федерального уровня. В частности речь идет об особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» (с 2007г. количество туристов, посетивших эту ОЭЗ, достигло 2,7 млн), игорной зоне «Сибирская монета» (с 2014г. здесь побывали 43 тыс. человек, а размер налоговых поступлений в бюджет края от деятельности организатора азартных составил более 40 млн руб.), туристско-рекреационных кластерах «Белокуриха» и «Барнаул-горнозаводской город», автотуристском кластере «Золотые ворота». Только по этим пяти проектам планируется привлечь около 70 млрд руб. государственных и внебюджетных инвестиций, из которых 11,4 млрд руб. уже освоено, в оборот будет введено более 12 тыс. современных мест размещения.

В регионе также активно развивается сельский туризм. Директор туристского центра Алтайского края «Алтайтурцентр» Татьяна Сажаева отметила, что вовлечение сельских муниципальных районов в процесс оказания услуг туристических услуг – это стратегически важное направление: «Мы хотим сделать пребывание в каждом сельском доме запоминающимся, с изюминкой. Здесь очень высокий потенциал, ведь наши владельцы сельских гостевых домов варят с гостями настоящие сыры, летают на парапланах, погружают их в быт сибирских староверов, возят на джипах в парковые зоны и труднодоступные места, угощают парной бараниной и свежевыловленной рыбой».

Гендиректор компании «RussiaDiscovery» Вадим Мамонтов также отметил переориентацию российских туристов на внутренние направления: «Если говорить в целом, то туристический поток в регионы России вырос. Это связано со сменой предпочтений у многих туристов. Во-первых, закрылись такие массовые направления, как Турция и Египет. А во-вторых, люди наконец осознали, что в нашей стране можно посмотреть много чего интересного, что есть много мест, в которых они давно хотели побывать, но до сих пор этого не сделали. И сейчас многие совершенно искреннее считают, что пришло время для того, чтобы наконец это сделать. Что касается нашего сегмента [активный туризм], то он отличается от тех направлений, которые озвучивают в Ростуризме. Но нельзя не отметить Краснодарский край и Алтайский край, где в туризм вкладываются большие инвестиции и ведется большая работа по развитию туристического кластера».

Подтверждением успехов Алтайского края стало проведение в регионе заседания президиума Госсовета РФ по вопросу повышения инвестиционной привлекательности российских курортов под председательством президента России Владимира Путина. Основным докладчиком Госсовета стал губернатор Алтайского края Александр Карлин, который поделился опытом развития отрасли и предложил пути решения проблем, тормозящих развитие туриндустрии.

Кроме того, участники Госсовета обсудили возможность введения курортного сбора. Представители туриндустрии Алтайского края считают, что он не должен превышать 30–50 руб. В дальнейшем эти средства планируется направлять на развитие инфраструктуры.

Версия для печати